+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методическая разработка урока "Внешняя и внутренняя политика России в середине-второй половине 18 века

Автор: Искакова Ляйля Серикбаевна

Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине 18 века

 

Цели:

Охарактеризовать основные направления внешней и внутренней  политики России во второй половине XVIII в.

 

Задачи:

 

образовательные:

создать условия для формирования и первичного осмысления и закрепления знаний по внутренней политике Екатерины; охарактеризовать период просвещенного абсолютизма, а также процесс разложения  крепостного  хозяйства и развития капиталистических отношений; объяснить учащимся, что в условиях развития капиталистических отношений феодальный строй и самодержавие превратились в главное препятствие на пути дальнейшего развития страны; что разложение феодального строя – это нарушение или уничтожение его основных устоев и появление новых черт в социально-экономическом развитии общества; углубить знания обучающихся, показать разные направления политики Екатерины, влияние личности самой императрицы на политику страны ; подведение к пониманию  важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю, раскрытие причин и характера войны;

 

развивающие:

продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками создать условия для проявления учащимися познавательного интереса, развития аналитических умений, логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом и оценки политики, информации,  самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;

 

воспитательные:

создать условия, способствующие воспитанию толерантности, человечности, гордости за успехи развития России; воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

 

 

Оборудование:

компьютер, телевизор, слайды, художественный фильм «Екатерина»

 

Методы обучения:

частично-поисковый;

репродуктивный;

проблемный.

 

                                                    Ход урока

 

1.Организационный момент

2.Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Фронтальная беседа по вопросам:

-охарактеризовать Петра 1 как историческую личность:

сведения о жизненном пути;

условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений Петра 1;

-личные качества Петра 1 и степень их соответствия задачам, стоявшим перед страной;

-способы действия, средства достижения цели;

- реформы Петра, нововведения (флот, регулярная реформа, церковная реформа, победа в Северной войне )

 

3.Объяснение новой темы

 

 «Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”. Н. М Карамзин.

 

Объяснение учителя

28 июня 1762 года гвардейцами во главе с Орловым был осуществлен дворцовый переворот.

К власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает послушать текст, в котором описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.

Слайд 2,3,4

Текст «Исторический портрет Екатерины II»

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Слайд 5,6

 

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.

Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма».

Сенат разослал по всем центральным и местным учреждениям, созваны депутаты (500 человек) от дворян, купцов, крестьян, духовенства, которые приехали тоже со своими наказами.

Помещики жаловались на бегство крестьян, требовали узаконить 5-дневную барщину. Купечество хотело монопольное право на промышленность, ведение торговли, обеспечить их рабочей силой, запретить крестьянам вести торговлю.

Крестьяне жаловались на большие налоги и повинности, недостаток земли.

Единственное, к чему пришли - поднести императрице титул «Великой, премудрой и матери Отечества». Показало, что никакой оппозиции Екатерине II нет, поэтому под предлогом войны с Турцией, комиссия была распущена.

Екатерина II опиралась на дворянство, которое объявила благородным господствующим сословием российского общества.

Поэтому в 1785 году была создана «Жалованная грамота дворянству», которая вводила элементы самоуправления, отдавала преимущества дворянскому сословию

 

 Привилегии дворян:

 

Право владеть землями и крестьянами, передавать их по наследству.

Основывать промышленные предприятия и заниматься торговлей.

Право сословного суда.

Освобождение от телесных наказаний, запрет конфискации земель у дворян, совершивших уголовное преступление.

Право выбора должностных лиц (в губернское правление)

Предводители дворянства имели возможность заявлять о своих пожеланиях императору

 

Учитель: Как видела императрица основы своей внутренней политики?

 

Учащиеся:

способствовать расцвету государства;

просвещение нации;

учредить хорошую полицию;

ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

 

Провела секуляризацию  церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация – это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.

 

Слайд 7,8,9,10,11,12,13

 

Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии. Для этого рассмотрим слайд и ознакомимся с содержанием.

 

 

 

 

 

 

 3.2.Закрепление вопроса «Внутренняя политика Екатерины 2»

 

Тест

 

Вариант 1.

1.Какое название в XVIII в. получила комиссия, созванная Екатериной II для составления нового свода законов?

1) Негласный комитет 2) Избранная рада 3) Уложенная комиссия 4)конференция

2.  Кто из названных лиц был автором памятника Петру I в Петербурге — знаменитого «Медного всадника»?

1) Э. Фальконе  2) Ф. Шубин 3) М. Козловский 4) П. Клодт

3. Что из названного характеризует политику Екатерины II?

1) принятие закона об обязательной службе для дворян 2) проведение губернской реформы 3) учреждение министерств 4) учреждение Синода

4. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого являлась собственность на землю, — это:

1) дворяне; 2) духовенство; 3) казаки; 4) мещане.

5. Деятельность Уложенной комиссии, созванной Екатериной II в 1767—1768 гг.:

1) нe привела к составлению нового Уложения; 2) завершилась составлением нового свода законов; 3) внесла существенные поправки в действовавшее законодательство; 4) привела к ограничению власти императрицы конституцией.

6.«Жалованная грамота городам» была направлена на

   1) введение системы городского самоуправления  2) создание в городах магистратов          3)         ликвидацию «белых слобод»   4)         учреждение коллегий

7. Какой термин более всего подходит для характеристики системы правления

Екатерины II?

1) сословно-педставительная монархия   2)  деспотическое самодержавие

3) просвещенный абсолютизм       3) конституционная монархия

8. Мужская линия династии Романовых пресеклась после:

1) Петра I              2) Петра II      3) Ивана Антоновича          4) Петра III

9. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Екатерины II в государственных делах?

1)    Ф. Лефорт, А. Д. Меншиков                3)    А. П. Волынский, Э. И. Бирон,

2)    Г. А. Потемкин, Н. И. Панин                4)    М. И. Воронцов, П. И. Шувалов

10. Укажите годы правления Екатерины II

        1) 1762 - 1784 гг.                        3) 1762 - 1791 гг.

        2) 1762 - 1794 гг.                        4) 1762 - 1796 гг.

11.Какое событие произошло в 1785 году?

1. вхождение Крыма в состав России

2. издание «Жалованной грамоты городам»

3. открытие Академии художеств

4. первый раздел Польши

12. Для политики просвещенного абсолютизма характерно

1)   преувеличенное представление о роли законов в управлении государством

2)  отсутствие крепостного права

3)  отсутствие сословных различий

4)  обоснование   идеи   неограниченности   самодержавной власти

13. К политике Екатерины II относится

 1) ликвидация гетманства  2) учреждение Сената 3) ликвидация патриаршества  

4) учреждение Синода

14 Жалованная грамота дворянству дана в:

1.     1775г.  2. 1780г.  3. 1785г.  4. 1790г.

 

 

Вариант 2.

1. Как назывался орган, созданный Екатериной II для систематизации и реформирования российского законодательства?

1) приказ Тайных дел 2) Уложенная комиссия 3) Вольное экономическое общество 4) Негласный комитет

2. Как назывался в XVIII в. представитель центральной власти на местах, который совмещал власть военную и гражданскую?

1) воевода 2) губернатор 3) посадник 4) исправник

3. Документ, представленный Екатериной II Уложенной комиссии, назывался:

1) «Наказ»; 2) «Устав»; 3) «Уложение»; 4) «Жалованная грамота».

4. Золотым веком русского дворянства называли царствование:

1) Петра!; 2) Анны Иоанновны; 3) Екатерины II; 4) Екатерины I.

5. Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?

1) освобождение дворян от обязательной службы 2) введение денежного налога - подушной подати 3) ограничение дворянских прав и привилегий 4) ликвидация белых слобод

6. Жалованная грамота городам дана в:

   1. 1775г.  2. 1780г.  3. 1785г.  4. 1790г.

7. Что не относится к результатам внешней политики России в 1725 – 1762 гг.:

1)прочное утверждение в Прибалтике

2) расширение территории за счёт казахских и некоторых дальневосточных земель

3) получение выхода в Чёрное море

4) подтверждение статуса одной из сильнейших военных держав Европы

8. Какое название получила передача монастырских и церковных земель в государственное управление?

1. секуляризация 2. Ревизия 3. Модернизация 4. церковный раскол

9. Царствование Екатерины II принято считать:

1. апогеем самодержавия 2. периодом бироновщины