Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Самочернова Алеся Анатольевна
Самочернова А.А.,
воспитатель
Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование в России уже не редкость. Во всех дошкольных организациях есть дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, которые воспитываются и обучаются вместе с остальными детьми.
В письме Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» указывается на статью 2 часть 16 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в котором впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а сточки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК [2].
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 «под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания……, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.., и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [3].
Иначе говоря, самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство – это создание специальных условий образовательной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в общество.
На уровне дошкольной организации, это следующие условия:
- кадровое обеспечение (педагоги и специалисты с квалификацией и специальной профессиональной подготовкой),
- материально-техническая среда (в том числе доступная среда),
- организационно-педагогическое обеспечение (реализация образовательных и адаптированных программ),
- комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы (индивидуальный подход, поддержка эмоционально-волевой сферы).
Важно понимать, что дети с ОВЗ – это не только дети-инвалиды. Врачи выделяют два типа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- с нарушением в развитии,
- с отклонениями в развитии.
Помимо педагогической классификации, выделяют 8 групп ОВЗ:
- отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии,
- нарушение слуха (слабослышащие, глухие),
- задержка психического развития (ЗПР),
- проблемы со зрением (слабовидящие, слепые),
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата,
- речевые отклонения,
- расстройства общения и поведения, множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).
Нам бы хотелось акцентировать внимание на категории «с нарушениями речи», поскольку с этими детьми в основном работают наши педагоги. С самого начала, когда ребенок только приходит в детский сад в возрасте 3 лет, самый первый его собеседник – это воспитатель. Конечно, воспитатель не имеет профессиональных навыков в области логопедии и не может диагностировать какое-либо отклонение. Но он ведет индивидуальную карту развития. К 5 годам подключается учитель-логопед и если необходимо, психолог, которые в сотрудничестве осуществляют коррекционную работу (реализация адаптированной образовательной программы).
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ ведется в разных направлениях:
- развитие физического здоровья,
- развитие познавательных качеств,
- развитие социально-коммуникативных качеств,
- развитие художественно-эстетических качеств.
Также, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения детей, педагоги помогают участвовать им в конкурсах различного уровня и направления: интеллектуальные, творческие, спортивные.
Из опыта работы: в 2018 году был организован муниципальный инклюзивный марафон «Дари Добро», направленный на поддержку детей с ОВЗ, развития их интеллектуального, творческого и физического потенциала. В конкурсе приняли участие огромное количество детей с ОВЗ, в том числе и дети нашего детского сада. В ходе подготовки к конкурсу было много репетиций, обсуждений, планов. Работа проходила в сплоченном коллективе детей и взрослых: учитель-логопед отрабатывала сценическую речь, музыкальный руководитель ставила голос, инструктор по физической культуре занималась расстановкой артистов на сцене, психолог помогала справиться с волнением и неуверенностью). В конкурсе участвовали как дети с ОВЗ, так и нормальные дети, что положительно влияло на детские взаимоотношения в группе и во всем детском саду. Участие в таких конкурсах позволяет осуществлять социальную адаптацию: дети постоянно чувствуют свою нужность, ощущают внимание, заботу, участия и соучастия. Как показывает практический опыт, в процессе организуемой совместной деятельности и общения формируются устойчивые дружеские отношения между детьми, стирается грань между «особенными» и «нормальными» детьми.
На сегодняшний день, в детских садах, в том числе и в нашем, большинство воспитателей уже прошли повышение курсов квалификации по направлению «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации».
В качестве организационно-педагогического обеспечения, нашими воспитателями и специалистами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре) разработаны и реализуются адаптированные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, осуществляя комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, а также специально созданные условия помогают педагогам добиваться высокого качества инклюзивного образования.
Список литературы
1. Посохова С.Т. Социально-психологические аспекты диалогического взаимодействия дошкольников с разными возможностями здоровья//Детский сад: теория и практика, 2015, № 6 с. 68-81.
2. Письмо Минобрнауки России № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», 2016 г., http://www.garant.ru/
3. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г., http://www.consultant.ru/