Проектная деятельность на уроках географии
Автор: Самарина Елена Вячеславовна
1 слайд
Нужна ли современной школе проектная технология? Новое ли это направление в образовательных технологиях или нет? Рассуждать об этом можно много. Но реальность такова, что метод проектов существует и успешно конкурирует с другими современными направлениями методической работы. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
2 слайд
В современной школе учитель не является единственным источником информации для своего ребенка. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
3 слайд
Немного истории.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основе были идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Американский педагог У.Х. Килпатрик заложил основы теории метода проектов.
4. Слайд
В 1920-х годах в школах России также использовался метод проектов как средство развития учащихся, но в 1930-е годы метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был признан вредным и ошибочным.
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России.
5 слайд
Что такое проект?
· Проект - это вид самостоятельной, познавательной, деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя, нацеленный на получение конкретного результата .
· Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета , может применяться на уроках и во внеклассной работе.
· Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Данная форма работы повышает интерес к предмету, реализует творческий потенциал , учит самостоятельности , достижению поставленной цели.
· Результат - защита проектов на уроке или во внеурочное время – конкурс, конференция и т.д.
6 слайд
В своей педагогической практике я активно использую преимущества проектной деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся. В этом плане работа над интегрированными проектами как нельзя лучше отвечает поставленным задачам.
Интегрированный проект - не просто соединение разных предметов, это их объединение на основе общего подхода, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть научными и культурными достижениями, нужно уметь перекидывать мостики от прошлого к современности, устанавливать связи между различными областями знаний, что, в свою очередь, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс.
Кроме того, интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе. Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений, наборе и структурировании материала. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций по заданной теме, где учащиеся могут реализовать свои знания по информатике. Подобный подход позволяет подойти к обучению более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие информативных знаний.
Установлением связей между историей, биологией, мировой художественной культурой и ИКТ подчеркивается общность задач обучения в поиске духовных ценностей.
Для успешной реализации интегрированных проектов существует немаловажный фактор: учителя — руководители проектов — должны составлять коллектив единомышленников, обладающих общими взглядами на исследуемую проблему, иметь творческий подход, быть энтузиастами, находящимися в поиске новых путей и решений.
Приведем темы таких проектов и рассмотрим некоторые из них:
Каждый из наших проектов имеет практическую направленность, общественную значимость и используется при изучении соответствующих учебных предметов.
Слады 7-11
Применение принципов интеграции в проектной деятельности является важным условием создания перспективной модели обучения, а реализация компетентностного подхода способствует повышению интереса к предмету, нацеливает на самостоятельное приобретение конкретных умений и навыков познавательной деятельности, активизации творческой деятельности учащихся.