+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Семинар-практикум для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей

Автор: Карасева Елена Борисовна

 

Семинар – практикум для воспитателей

 

«Взаимосвязь развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей.

 

 

 

 «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.

 

 

 

 Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем семинаре-практикуме!
Сегодня мы с вами поговорим о  «Взаимосвязи развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей.
Вначале я хочу спросить у вас: что развивают пальчиковые игры и для чего они нужны? 
Воспитатель: Да, правильно! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
 Ребенку  необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
На ладони находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы, и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

 

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики су-джок. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
«Мячик»

 

Мячик мой не отдыхает,

 

На ладошке он гуляет,

 

Взад, вперёд его качу,

 

Вправо – влево, как хочу

 

Сверху- левой, снизу- правой,

 

Я его катаю браво!

 

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».

 

Игры с разноцветными резиночками для волос
1 вариант. Растягивание резинки для волос поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2 вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3 вариант. Для игры необходима цилиндрическая баночка и резинки для волос. Используя, все пять пальцев ведущей руки нанизываем резиночку на баночку. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем.
Игра с использованием бельевых прищепок
Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

 

Игры с бусинами, макаронами отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.   Теневой, пальчиковый театр.   Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).   Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.  Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.   Выкладывание фигур из счетных палочек.   Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др. 

 


игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
«В зоопарке мы бродили,                 «Идёт собака, кот идёт,
К каждой клетке подходили                  И дождь идёт и град…
И смотрели всех подряд —                 Ещё часы идут вперёд,
Медвежат, волчат, бобрят».               Хоть на столе стоят».

 

 

 

Работа с предметами и материалом. Игры с пуговицами Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы

 

 

 

Используем наборы «Дары Фребеля» разнообразные игры, в частности: с цветными плоскими геометрическими фигурами, цветными палочками и кольцами. При помощи даров Фребеля можно расписать шаблоны. С помощью этих геометрических фигур можно выложить любую фигуру. На слух мы даем детям воспринимать задание и выкладывать геометрические фигуры, на шнурок в определенной последовательности, при этом называть фигуру и ее цвет. Развивает у детей слуховое внимание, развивает мелкую моторику обеих рук, речь, самостоятельность, учим развивать усидчивость, внимательность.

 

     

 

 Игры с сыпучими материалами

 

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, можно сопровождать стихотворным текстом:
 "Месим, месим тесто, есть в печи место.  Будут-будут из печи Булочки и калачи". 2 «Горох».  Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».

 

 3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) . 4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

 

 

 

 

 

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.  Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

 

 

 

Памятка

 

 

 

Уважаемые воспитатели! В речевом уголке каждой группы должны быть представлены различные материалы и пособия для развития мелкой моторики с учетом возраста детей: - приспособления для самомассажа кистей и пальцев рук; - карточки с картинками на тему «Пальчиковая гимнастика»; - игры с пуговицами (например, «Пуговичная мозаика»); - игры с сыпучими материалами (например, сухой пальчиковый бассейн); - игры с крышками от бутылок (например, «Лыжники»); - игры с прищепками (например, ёжик, солнышко); - игры с пипеткой, пинцетом; - игры с бусинами, макаронами; - пальчиковый театр; - трафареты для обводки, штриховки и т.д.; - различные по структуре материалы (мех, ткань, кожа, пластик, дерево и т.п.) для развития сенсорных ощущений; - толстые нитки для выкладывания рисунков на бархатной бумаге; - шнуровки; - бисерография; - пластилин; восковые мелки; - счетные палочки и образцы фигур с ними; - геометрические фигуры и образцы фигур с ними; - приложение «Маленький помощник»; - графические диктанты для детей постарше.

 

 

 

 Список использованной литературы

 

 1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
3.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973.
4. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
5. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар – практикум для воспитателей

 

«Взаимосвязь развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей.

 

 

 

 «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.

 

 

 

 Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем семинаре-практикуме!
Сегодня мы с вами поговорим о  «Взаимосвязи развития речи и развития дифференцированных движений пальцев и кисти рук у детей.
Вначале я хочу спросить у вас: что развивают пальчиковые игры и для чего они нужны? 
Воспитатель: Да, правильно! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
 Ребенку  необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
На ладони находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы, и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

 

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики су-джок. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
«Мячик»

 

Мячик мой не отдыхает,

 

На ладошке он гуляет,

 

Взад, вперёд его качу,

 

Вправо – влево, как хочу

 

Сверху- левой, снизу- правой,

 

Я его катаю браво!

 

• грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».

 

Игры с разноцветными резиночками для волос
1 вариант. Растягивание резинки для волос поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2 вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3 вариант. Для игры необходима цилиндрическая баночка и резинки для волос. Используя, все пять пальцев ведущей руки нанизываем резиночку на баночку. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем.
Игра с использованием бельевых прищепок
Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

 

Игры с бусинами, макаронами отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.   Теневой, пальчиковый театр.   Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).   Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.  Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.   Выкладывание фигур из счетных палочек.   Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др. 

 


игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
«В зоопарке мы бродили,                 «Идёт собака, кот идёт,
К каждой клетке подходили                  И дождь идёт и град…
И смотрели всех подряд —                 Ещё часы идут вперёд,
Медвежат, волчат, бобрят».               Хоть на столе стоят».

 

 

 

Работа с предметами и материалом. Игры с пуговицами Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы

 

 

 

Используем наборы «Дары Фребеля» разнообразные игры, в частности: с цветными плоскими геометрическими фигурами, цветными палочками и кольцами. При помощи даров Фребеля можно расписать шаблоны. С помощью этих геометрических фигур можно выложить любую фигуру. На слух мы даем детям воспринимать задание и выкладывать геометрические фигуры, на шнурок в определенной последовательности, при этом называть фигуру и ее цвет. Развивает у детей слуховое внимание, развивает мелкую моторику обеих рук, речь, самостоятельность, учим развивать усидчивость, внимательность.

 

     

 

 Игры с сыпучими материалами

 

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, можно сопровождать стихотворным текстом:
 "Месим, месим тесто, есть в печи место.  Будут-будут из печи Булочки и калачи". 2 «Горох».  Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».

 

 3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) . 4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

 

 

 

 

 

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.  Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

 

 

 

Памятка

 

 

 

Уважаемые воспитатели! В речевом уголке каждой группы должны быть представлены различные материалы и пособия для развития мелкой моторики с учетом возраста детей: - приспособления для самомассажа кистей и пальцев рук; - карточки с картинками на тему «Пальчиковая гимнастика»; - игры с пуговицами (например, «Пуговичная мозаика»); - игры с сыпучими материалами (например, сухой пальчиковый бассейн); - игры с крышками от бутылок (например, «Лыжники»); - игры с прищепками (например, ёжик, солнышко); - игры с пипеткой, пинцетом; - игры с бусинами, макаронами; - пальчиковый театр; - трафареты для обводки, штриховки и т.д.; - различные по структуре материалы (мех, ткань, кожа, пластик, дерево и т.п.) для развития сенсорных ощущений; - толстые нитки для выкладывания рисунков на бархатной бумаге; - шнуровки; - бисерография; - пластилин; восковые мелки; - счетные палочки и образцы фигур с ними; - геометрические фигуры и образцы фигур с ними; - приложение «Маленький помощник»; - графические диктанты для детей постарше.

 

 

 

 Список использованной литературы

 

 1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
3.Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973.
4. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
5. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012