+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе

Автор: Меркулова Наталья Александровна, ,

  Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит  совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

         Системно-деятельностный подход предъявляет новые требования к качествам классного руководителя:
1. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности.

2. Выступать в роли инструктора, наставника, консультанта, занимать позицию куратора, управленца, помощника.

 3. Готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию, применять полученные знания в профессиональной деятельности. Владеть современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ.
      Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела  самоуправление – это то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит свои плоды, несомненно, не сразу, но ведёт к достижениям.
  Главным стимулом любой деятельности, организуемой классным руководителем, является её результативность.

      Главная обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети смогли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  В младшем школьном  возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. 
      В процессе самоуправленческой деятельности у школьников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
    Задача классного руководителя  - оказать  помощь ученикам  в организации самоуправления  и научить их в нём работать, постепенно предоставляя детям всё больше самостоятельности; помогать каждому 
при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми. Таким образом, классный руководитель становится помощником актива класса.  

       Систему классного самоуправления начинаю формировать в 1 классе сразу, как только дети приходят в школу. Вначале моё внимание, как классного руководителя, уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. (наблюдение, анкетирование родителей «Мой ребёнок») Выбираются звеньевые, формируется актив класса. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение.
        При распределении поручений я учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности, которые постоянно и постепенно развиваю и усложняю содержанием поручений, расширяю права и обязанности учащегося.                                                                                       
       Поручение жизненно, если оно понятно, доступно, общественно значимо, интересно. А сменяемость ребят в различных видах деятельности идет через перемену участков работы, перевыборов, очередности в выполнении дел.
       Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная моя педагогическая поддержка.                                                                              
     Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
      Анализ поручений, выполняемых детьми, помогает мне в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися. Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по классу; участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные  праздники, спорт и спортивные мероприятия. Так, например, с учениками 4 класса работали над созданием газеты, посвящённой сочинской олимпиады. Всем классом по звеньям набросали идеи. Группе художников поручили нарисовать газету. Или следующее мероприятие: «Письмо солдату» к празднику 23 февраля. Дети выбрали группу учащихся, которые посетили семью солдата, узнали адрес, принесли фотографию солдата в школу. Рассказали на классном часе о том, что узнали. Это заинтересовало буквально всех детей. Было принято решение: нарисовать рисунки к празднику 23 февраля и написать письмо солдату в армию. Коллективно составлялся текст. Письмо оформляла и отправляла группа учащихся – представители  от каждого звена. Результат этой деятельности - мы получили письмо-ответ от солдата. Организация работы по сбору материала для  «Книги памяти Мелекесского района»  -  совместный продукт деятельности детей и родителей. С учащимися распределили адреса по звеньям, согласовали с родителями на родительском собрании. Образовали поисковые группы и таким образом собрали необходимый материал. 
      Деятельность ученика в школе очень многогранна: урочная, внеурочная, досуговая и др.

  Прежде всего ученики овладевают знаниями на уроках. Итоги учёбы подводятся по классному журналу. По учёбе преуспевать будут одни и те же, а другим будет не интересно, но вот им-то можно преуспевать в других  видах деятельности, которые учитываются в нашей школьной жизни, и они могут быть даже лидерами.
 * Участвуешь в школьных праздниках, и это увидят и отметят.
 * Участие в конкурсах по различным направлениям.
 *Дежурство в классе.
 * И наконец, «правонарушение» - это нежелательная « деятельность», но она к сожалению бывает и очень резко снижает результативность
         
Всё это отражается в классном уголке по звеньям, подводятся итоги. 
       Постепенно из года в год формируются традиции, система ценностей и взаимной ответственности, растёт самосознание классного коллектива, а, следовательно, усложняется и сама совместная деятельность. Раз в 2 недели подводятся итоги в безотметочный период, затем еженедельно.
                    В 1 классе мы уже совместно с ребятами разрабатываем и утверждаем законы нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия размещаем в школьный уголок.  Учащиеся усваивают, что они создали законы, чтобы  не совершать поступков, которые мешают другим.

        Хочется отметить и роль школьного рейтинга активности классов, который позволяет  классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания
       Одной из популярных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
        Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
       Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей 
первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел».
         
Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.
         Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.
       
Третим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям.  Действия участников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их слабости.
     Общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, в каждой из которых есть лидеры, составляющие «Совет дела». При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
         
Четвертый этап - проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчёркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
       Так мы готовились к классным мероприятиям, например, «День именинника». 1 группа готовила игры. 2 группа -  сценарий. 3 группа – подарки и поздравления, 4 группа отвечала за музыкальные и хореографические постановки. Группы распределились не по звеньям, а по интересам. Что касается проектной  деятельности, то
  это – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
             Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
            Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Так во втором классе был создан коллективный проект «Мы помним ваши имена», с которым ребята выступали в классе перед  обладателем медали "Дети войны" Антоновой Клавдией Дмитриевной, а затем на концерте, посвященному Дню Победы;  индивидуальные проекты «Плесень – друг или враг», «В мире акул», «Жили-были динозавры», которые были представлены на школьной и районной конференцияхТворческий проект «Моя семья – моя крепость», где каждый создавал свой герб семьи.» «Здравствуй, дедушка Мороз», который из индивидуального превратился в коллективный.

            Деловая игра - это форма работы, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности, система отношений.  Актуальность использования деловой игры заключается в том, что это: форма работы, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности; эмоциональная опора личности, элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников; самоутверждение и самореализация взрослеющего человека.

           Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Но получится она только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

           Особенность игровой деятельности заключается в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

       Основная задача педагога – организовать игру, принять в ней активное участие, завлечь ребенка, научить его играть. Тем самым на педагога возлагается огромная ответственность – открыть игру для младшего дошкольника и в игре развивать его возможности. Так в форме деловой игры был проведён классный час «Права человека»

      Для реализации системно - деятельностного подхода педагогам необходимо владеть наиболее продуктивными воспитательными  технологиями, такими как: технология моделирования воспитательной системы класса, технология совместного планирования жизнедеятельности в классе; технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа; технология ценностно-смыслового диалога; игровые и коммуникативные технологии; технологии психолого-педагогической диагностики.