Рабочая тетрадь для внеклассного чтения "От слова к творчеству
Автор: Ерошкина Елена Николаевна, Коновалова Елена Викторовна
В школе всегда большое внимание уделялось обучению чтению, работе с текстом. В современной школе появился термин «смысловое чтение», который перерос в целую технологию. Сегодня необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Чтение – это многофункциональный процесс. 1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. 2) С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Смысловое чтение включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
• Нами составлена Рабочая тетрадь для внеклассного чтения «От слова к творчеству». Дидактические материалы по литературе. 5-10классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ в качестве дидактических материалов по смысловому чтению с включением регионального компонента. В рабочей тетради собраны произведения уральских поэтов и писателей, поднимавших нравственные проблемы, восхищающихся красотой и простотой уральского слова.Мы составляли разноуровневые задания .
• 1 уровень: Ознакомительное чтение сплошного текста ,задания на понимание текстов, составление несплошных текстов (поиск ответов на вопросы, схемы)
• 2уровень: Исследование: поиск информации в сплошном и несплошном текстах, сравнительные характеристики , рефлексия на форму, создание несплошных текстов (таблицы, рисунки)
• 3уровень: Творческий: рефлексия на содержание, размышление (создание сплошных текстов), проектная деятельность
Считаем, что, применяя эту рабочую тетрадь, сможем привлечь внимание учащихся к чтению.
Например, рассказывая об М.Ястребове, Р.Дышаленковой,К.Скворцове ,мы представили следующий материал. Ребята выполняют его с интересом.