+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование компетенций педагогов ДОУ в рамках инженерно-технического образования детей дошкольного возраста

Автор: Никульшина Ирина Витальевна

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ

В РАМКАХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

И.В. Никульшина, старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 комбинированного вида» ГО Краснотурьинск

Процесс модернизации образования предъявляет серьезные требования к дошкольным учреждениям, как первой ступени в системе непрерывного образования. В современных условиях реформирования образования радикально меняется и статус педагога, его образовательные функции, меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящее время востребован педагог творческий, компетентный, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный за результаты своего труда.

В промышленном секторе Свердловской области, на данном этапе, существует нехватка квалифицированных, компетентных, инженерных кадров. Губернатор Евгений Куйвашев подчеркнул, что «…начинать готовить будущих инженеров нужно… …дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.» [1]. Современная инженерия настолько наукоемкая, что для полноценного развития личности в этой области требуется серьёзная научная подготовка. Поэтому инженерное развитие должно стать «не столько приобретением обучающимися определенной суммы знаний, сколько развитием у них творческого и интеллектуального потенциала, позволяющим стать им успешными в дальнейшей жизни.» [2].              

            После проведения предварительного анализа состояния образовательной деятельности МАДОУ № 47, были выявлены проблемы: неподготовленность педагогических кадров к реализации программы уральской инженерной школы; отсутствие разработанных методик осуществления образовательной деятельности в рамках инновации; несоответствие развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) современным требованиям.

                Чтобы организовать работу в данном направлении была создана творческая группа по разработке проекта «В инженеры я б пошёл - пусть меня научат» из числа грамотных, активных педагогов, заинтересованных в идее модернизации образования. Проект включает в себя три модуля: 1) совершенствование профессионального мастерства педагогов; 2) создание и развитие РППС; 3) привитие интереса у детей дошкольного возраста к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла. В рамках проекта разработаны дорожные карты по повышению уровня теоретической и психологической подготовки педагогов; реконструкции РППС и осуществлению образовательной деятельности с детьми.

Для повышения компетенции педагогов в области развития инженерной школы, был проведён ряд мероприятий. Прошли педсоветы: «Ранняя профориентация воспитанников МАДОУ № 47 в контексте приоритетного проекта «Уральская инженерная школа»» (2015 год), «Профессиональный стандарт педагога» с элементами деловой игры (2015 год).

Из множества форм и методов, используемых в работе с педагогами, наиболее эффективными оказались обучающие семинары, на которых основное внимание уделялось повышению теоретической подготовки кадров, и семинары-практикумы, включающие в себя творческие занятия на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов: «Предпосылки формирования инженерного мышления детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования» (2016 год), «Архитектура нашего города» (2017 год); мастер – классы: «Создание LEGO-мультфильма» (2017 год), «Современные технологии для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» (2018 год); смотры-конкурсы пособий и оборудования, созданных своими руками: «Круги Луллия» (2018 год), «Технический лэпбук» (2019 год); творческая мастерская: «Использование игр В. Воскобовича в образовательной деятельности» (2017 год), ежегодно в начале учебного года проходила выставка-ярмарка идей, где активно происходило знакомство с педагогическим опытом, авторскими находками.

При подготовке к любому мероприятию формировались творческие мини-группы. При этом учитывалось желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководителей творческих групп выделяли из числа высококвалифицированных педагогов, имеющих организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу. Основной задачей творческих групп было обеспечение качества образования, внедрение лучших образцов педагогической деятельности, профессиональное общение, обмен опытом. Кроме этого, формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов, проводились индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической помощи; открытые мероприятия по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ и города; «Школа молодого педагога».

В результате, использование разнообразных активных форм и методов обучения педагогов обеспечило практико-ориентированный характер учебной деятельности, поспособствовало включению их в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Общеизвестно, что РППС определяет развитие ребёнка, она активно строит его деятельность, является источником информации, создаёт интерес к познанию, оказывает влияние на формирование основ технического мышления ребенка. Среда создаёт пространство для организации разнообразных игр. В МАДОУ № 47 оборудована инженерная студия. Студия располагается в отдельном помещении и содержит игровые центры: LEGO-конструирования, математики, экспериментирования и дорожного движения. Центр оборудован мультимедийным проектором, экраном, собрана детская научная библиотека. На территории ДОУ проложена экологическая тропа: оформлены оранжерея, огород, цветник, уголок леса, метеостанция. В групповых помещениях созданы центры «Конструирования и моделирования», «Природы», «Опытно-экспериментальные», «Логики и математики», «Шахматные островки» в старших группах. Много игрового оборудования и пособий сделано руками педагогов.

Образовательная деятельность педагогов с детьми по проекту «В инженеры я б пошёл - пусть меня научат» осуществлялась в четырёх направлениях: технологическое, конструкторское, естественно-научное и математическое. Определены подходы к инженерно-техническому образованию, которые предполагают, что дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия. Образование строится на интегративных принципах, игровых технологиях, экспериментировании, что соответствует ФГОС ДО. 

В технологическом направлении знакомим детей с техническими достижениями человечества, с разными профессиями, с промышленной, транспортной техникой, показываем важность техники для человека на примере бытовых приборов.

Конструкторское направление в МАДОУ № 47 включает в себя конструирование и моделирование, как из конструктора LEGO, так и из других видов конструктора, из бумаги, природного и бросового материала. Для реализации конструкторского направления в ДОУ разработана и реализуется программа «В мире LEGO и робототехники». В программе систематизированы средства и методы конструктивно-игровой деятельности, предоставляя детям перспективу развития технического творчества.

Естественно-научное образование включает в себя направления в области естественно-научного знания физики, химии, биологии. Естественно-научное направление образовательного проекта в МАДОУ № 47 реализуется через программу «Юные исследователи». Программа направлена на создание условий для познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, основана на игровой, проектной технологиях, технологии, опирающиеся на познавательный интерес, проблемного обучения, сотрудничества. Программа нацелена на изучение объектов и явлений живой и неживой природы путём практической деятельности.

Математическое направление образовательного проекта реализуется через программу «Юный математик». Программа построена на использовании образовательных технологий Дьенеша, Кюизенера и Фрёбеля. Также математическое направление осуществляется через обучение детей игре в шахматы. В шахматной студии «Пешечка» у обучающихся формируем интерес к шахматной игре; они знакомятся с шахматными понятиями, терминами; учатся свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии, решать логические задачи.

Большое значение для инженерного развития имеет творческий потенциал человека и его интеллект. «Интеллект не является врождённым качеством личности. Интеллектуальные способности человека могут совершенствоваться в течение всей его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.» [3] С двух до семи лет закладываются основа интеллекта человека, происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Важную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют авторские развивающие игры и пособия, используемые в работе с детьми педагогами детского сада: игры Никитина, соты Кайе, «Домино» Тихонова, «Кубики Чаплыгина».

Педагогами МАДОУ № 47 применяется технология проектной деятельности. Реализация проектов осуществляется в игровой форме, с включением детей в творческую и практическую деятельность, в непосредственный контакт с различными объектами социальной среды, что способствует развитию свободной творческой личности и соответствует социальному заказу на современном этапе.

С целью расширения кругозора детей о мире профессий и систематизации профориентационной работы осенью 2018 года был реализован проект «Все профессии важны, все профессии нужны». Как следствие реализации проекта среда ДОУ пополнилась макетами шахты, металлургического завода, коллекцией кукол профессий города.

В ходе реализации проекта «Мультфильм своими руками» (2017 год) дети узнали, как создаются мультфильмы, учились актерскому мастерству, попробовали себя в роли сценаристов, художников-иллюстраторов, художников-декораторов, актеров, научились создавать декорации и персонажей из разных материалов. В результате создана серия мультфильмов «Лего-сказки».

Благодаря проекту «Цифры и числа вокруг нас» (2019 год) в подготовительной к школе группе, дети познакомились с историей возникновения цифр, у них расширилось представление о практическом применении чисел и цифр, повысился интерес к математике, как науке.

С детьми группы шестого года жизни реализован проект «Метеорологическая лаборатория» (2018 год). Оборудование было сделано руками детей и родителей и установлено на территории ДОУ.

В феврале 2019 года был осуществлён проект «Очистные сооружения». Дети седьмого года жизни совместно с воспитателями проводили опыты, по очистке водопроводной воды от примесей. Как результат, создан макет очистных сооружений. Планируется апробировать очистные сооружения в летний период на опытной площадке детского сада для очистки сточной и водопроводной воды для полива растений.

Реализованные проекты не «лежат на полке», они живут и продолжают работать, обогащая центры развития МАДОУ № 47 и стимулируя познавательные интересы детей.

Использованные источники:

  1. http://www.uraledu.ru
  2. http://vestnikpedagoga.ru
  3. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПБ.: Питер, 2009.
  4. https://classinform.ru/profstandarty