Формирование воспитательной системы класса на основе внеурочной деятельности
Автор: Рыжкова Светлана Викторовна
· Слайд 1 Формирование воспитательной системы класса на основе внеурочной деятельности
· Слайд 2 – ФОТО КЛАССА
Классный руководитель – это ключевая фигура в воспитательном взаимодействии с детьми и их родителями.
Что следует изменить в содержании работы классного руководителя в условиях перехода на стандарты 2 поколения, как построить воспитательную систему класса в новых условиях?
Ответы на эти вопросы я и мои коллеги пытались найти, начиная работу в 1 классе.
Занимаясь поиском ответа, каждый из нас осознавал необходимость обновления и совершенствования не каких-то отдельных элементов работы классного руководителя , а системы нашей деятельности в целом.
Было очевидной задачей необходимое моделирование и построение воспитательной системы класса.
Но на основе чего? Что должно стать системообразующим видом деятельности?
Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС осуществляется как на уроке, так и в формах, отличных от классно-урочной. Я говорю сейчас о внеурочной деятельности.
Мне хотелось, чтобы ребёнок и родитель не воспринимали курс внеурочной деятельности, предложенный мной, как дополнительный урок, лишнюю учебную нагрузку. Хотелось найти что-то интересное, и в то же время – важное. Таким курсом, на мой взгляд, стало «Народное творчество». Ориентиром в организации явились мои интересы и склонности, оказалось, что это удачно легло на класс и запросы родителей. Об этом свидетельствуют их отзывы после открытого занятия и неподдельный интерес детей.
· Слайд 3 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности есть понятие «базовые национальные ценности», среди которых искусство, литература, творчество, гражданственность, патриотизм.
Поэтому патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашей работы по новым стандартам. Это тоже способствовало моему выбору.
· Слайд 4 Актуальность данной программы обусловлена тем, что в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.
· Слайд 5 Цель программы – пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского фольклора.
Главной воспитательной задачей программы является
воспитание чувства национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитание внимательного отношения к русскому слову и русской культуре.
· Слайд 6 Для решения этих задач выбраны следующие разделы:
Наименование разделов |
|
Старинный русский быт
|
|
Русские народные праздники
|
|
Русские народные куклы |
|
Русские народные игры, песни, танцы |
|
· Слайды с ФОТОГРАФИЯМИ
Изучая «Народное творчество», ребята знакомятся с элементами традиционного народного костюма, названиями, традициями и обрядами русских народных праздников, учатся составлять рассказы по картинам русских художников, пытаются инсценировать традиционные русские обряды, выясняют роль русской игры, танца, песни, хоровода в жизни русского человека. Знакомясь с русскими традициями, ребята и сами проявляют инициативу, активно включаются в игру, не стесняются петь, плясать, играть на ложках, демонстрировать элементы русского народного костюма.
На каждом занятии происходит воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей, мы не говорим абстрактно, а входим в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Народные танцы, песни, потешки, прибаутки и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают детские души, дают выход таким чувствам, как: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям. Именно поэтому можно смело утверждать, что курс внеурочной деятельности способствовал созданию воспитательной системы класса. И значимую роль в этой системе играют родители, что чрезвычайно важно в условиях реализации ФГОС. Так, родители предлагают свою помощь: приносят костюмы, организуют чаепития в русских традициях с бубликами, самоваром, вареньем.
· Слайд 1
Таким образом, курс «Народное творчество» не оставил равнодушным никого: ни детей, ни родителей, ни педагога. Все это ведёт к сплочению классного коллектива, созданию доброжелательной атмосферы в классе, возникновению чувства удовлетворенности учащихся и родителей классным коллективом. Ребята к концу года стали дружнее, внимательнее друг к другу и к окружающим, любознательнее (их интересует многое, о чем не хватает времени поговорить на занятиях, поэтому мы планирует экскурсии в Областной центр романовской игрушки и Музей декоративно-прикладного искусства), дети умеют работать творчески, находить выход из нестандартных ситуаций.