Что за прелесть эти сказки
Автор: Ерёменко Надежда Владимировна
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно – речевой.
Образовательные области: Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Сроки реализации: 5 дней (краткосрочный).
Подготовила и реализовала воспитатель Ерёменко Н.В.
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-речевой. В рамках этого проекта у детей формируются навыки самостоятельности, активности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла. Эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.
Проект проводится: внутри детского сада с детьми 3-4 лет
По продолжительности проект: краткосрочный (5 дней).
Ожидаемый результат:
• Развитие интереса к сказкам.
• Развитие эмоциональной отзывчивости.
• Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
• Содействие творческому развитию детей
Обобщение проектной деятельности:
Подготовка презентации; проведение выставки детских родительских работ: «Мой любимый сказочный герой»; пополнение библиотеки группы новыми книгами, сказками, пополнение театрального уголка масками и костюмами для театрализованной деятельности.
Актуальность проекта -
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(Валентин Берестов)
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в наше время родители редко читают детям сказки, и я решила попробовать это исправить это во вверенной мне группе детей. Так возникла идея реализации этого проекта.
Цель проекта:
- Развитие устойчивого отношения к сказке как к произведению искусства.
Задачи проекта:
- Закрепить знания о содержании сказок.
- Формировать желание быть похожими на положительных героев
- Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой. - Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
- Воспитывать интерес к сказкам
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в разные виды творческой и практической деятельности в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Итоговый продукт проекта:
Выставка детско – родительских работ «Мой любимый герой сказки». Литературная викторина «По дорогам сказок»
Пополнение библиотечного центра новыми сказками с яркими иллюстрациями.
Драматизация сказки на новый лад «Теремок»
Ожидаемые результаты по проекту:
Для реализации проекта были созданы условия по формированию устойчивого интереса детей к сказке, по развитию их познавательной активности, а также условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, творческого сотрудничества и взаимопонимания.
В процессе реализации проекта достигли следующих результатов:
Для детей:
Дети получили дополнительные знания о Русских народных сказках.
Речь детей стала более, связной, выразительной;
Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.
Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё, придумать другой конец сказки (нетрадиционный).
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Для родителей:
Вовлекли детей и взрослых в увлекательный метод проектирования;
Приобщили современных родителей к чтению сказок детям и расширили их представления о нравственном смысле сказки
Обогатили знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ, привлекли к активному участию в совместной деятельности, активизировали творческий потенциал родителей.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
1. Подбор методической литературы, иллюстрированного материала, книг для детей.
2. Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
3. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной (практический)
1. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.
2. Рассматривание иллюстраций, рисование, лепка.
3. Оформление в группе выставки детско - родительских рисунков «Мой любимый герой сказки»
4. Изготовление родителями масок для пополнения театрального уголка
5. Слушание СD - диска с детскими песнями из сказок и мультфильмов.
6. Просматривание русских народных сказок на ноутбуке.
ПАУТИНКА ПРОЕКТА
Коммуникативная деятельность
ОД по речевому развитию: «Путешествие в мир волшебных сказок»
Беседа «Кто пишет сказки?».
Игровая деятельность
•Дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки». «Узнай сказку по предмету». «Угадай героя сказки». «Узнай сказку по иллюстрации».
Словесные игры
«Позовем сказку».
Познавательная деятельность
Утренний круг друзей
ОД по конструированию
«Кроватка для Мишутки», «Построим теремок для игрушек»
ОД по познавательному развитию «В гости к сказке».ОД по ФЭМП «Путешествие в страну Мульти – Пульти»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Музыкальная деятельность
Прослушивание музыкальных произведений:
Театрализованная деятельность
Театрализация сказки: «Теремок»
Продуктивная деятельность
1.Раскрашивание раскрасок: «По дорогам сказочных героев».
2. Лепка: «Вкусное печенье для трёх медведей».
3. Рисование: «По мотивам сказки «Теремок»
Чтение художественной литературы
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Журавль и цапля».
Физическая деятельность
Подвижные игры: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит»
Физкультминутки «Буратино потянулся», «Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»
3 этап – заключительный
В ходе реализации данного проекта родители максимально проявили инициативу, некоторые из родителей были удивлены данной формой сотрудничества. Общаясь между собой, родители и воспитатели могли передать друг другу опыт воспитания своих малышей, поделиться новыми идеями, как сделать каждый день ребенка радостным и познавательным. Взрослые участники образовательного процесса увидели постановку – драматизацию сказки на новый лад «Теремок». В ходе реализации проекта в нашей группе пополнился Библиотечный центр новыми книгами сказок, масками пополнился уголок театрализованной деятельности.
Данный проект показал, что дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки и их драматизировать (разыгрывать), придумывать необыкновенный конец сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций,
Используемая литература:
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
3. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
4.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-П., 2006 г.
5. Шорохова О.А. Играем в сказку. М., 2008 г.