+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока "Анализ произведения Л. Андреева "Кусака

Автор: Колесова Елена Константиновна

Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака".

Цели урока:

обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;

развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;

воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».

Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты были

 Л. Н. Толстого «Бешеная собака», стиховорение Р. Ругина «Бродячие собаки», презентация, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

Вступительное слово учителя.

(Слайд 1)

 

Эпиграфы к уроку

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

 (Слайд 2)

Беседа

1.    Какие мысли, чувства вызвало у вас это произведение? (записать названия этих чувств в тетради).

Коллективно обсуждаем вопрос.

2.    А что вызывает в вас эти чувства?

3.    Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте (вспомните) отрывки из рассказа, которые подходят к иллюстрациям.

Комментирование рисунков

 

Часть I

(Слайд 3)

 

1.    В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её в начале рассказа? Почему?

2.    Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко? (1-й абзац)

3.    Какой предстаёт собака в начале рассказа?

4.    Как первый раз было обмануто доверие собаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменил её дальнейшую жизнь и характер?

5.    Найдите в первой главе ключевые слова, которые характеризуют собаку.

Учащиеся называют слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям.

6.    Как вы озаглавили первую часть?

7.    Зачитайте описание  пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор? (примеры пишем).

 

Часть II

(Слайд 4)

 

1.    Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны?

Перескажите  эпизод знакомства собаки с дачниками.

2.    Что это были за люди? Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?

Ирония: становились ещё добрее

3.    Как Кусака выражала людям свою преданность?

Бдительно сторожила дачу.

4.    Как  в жизнь Кусаки вошла любовь?

5.    Как можно озаглавить эту часть? (щелчок)

«У неё отняли непримиримую злобу»

 

Часть III

(Слайд 5)

 

1.    Как назвали 3 часть?

2.    Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? Какой это литературный приём? Что стоит за этими словами?

3.    Кто теперь дороже всех для Кусаки?

4.    Почему? Что смогла сделать Леля?

5.    Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

6.    Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», «играть», как другие собаки?

7.    Найдите в третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака? Сравните. Изменилась собака?

 Как вы думаете чем была Кусака для Лели  и других детей?

8.    О чём могла быть мольба собаки?

 

 

Часть IV

(Слайд 6)

 

1.    Описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?

2.    Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?

 

Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся частый дождь…»).

 

3.    Какая же беда подстерегала собаку?

4.    Чтение в лицах «Разговор Лели и матери»

Какие выводы можно сделать после прослушивания? Любит ли Леля Кусаку?

Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор говорит об этом? Почему не заплакала Леля?

5.    Что является главным для матери и Лели?

6.    Кем они собираются заменить Кусаку?

7.    Как она простилась с собакой?

8.    Как вы думаете, кто будет скучать и почему:  Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

9.    Как озаглавили? «Жа-а-лко».

 

Часть V

(Слайд 7)

 

10.Назовите самый драматический момент в рассказе?

11.Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?

12.Как можно озаглавить эту часть? (щелчок) «Собака выла».

А теперь обратимся к плану рассказа, который мы составляли на протяжении урока.

 (Слайд 8)

 

Перед нами зеркальная композиция, в которой объединяются два композиционных приёма – повтор и противопоставление.

 

13.Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?

14.Выберите слова, характеризующие обитателей дачи.

(Слайд 9)

-      Милосердие

-      Гуманность

-      Понимание боли и счастья другого существа

-      Жалость

-      Сострадание

-      Безразличие

-      Предательство

-      Черствость души, равнодушие

-      Мягкотелость

-      Неуважение достоинства другого

15.А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?

Работа с эпиграфами.

 (Слайд 1)

Обратимся к первому из них.

- Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

(Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”.)

 

- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?

(Просмотр видеофрагмента мультфильма "Собака бывает кусачей…")

 

- Только ли об отношении к животным этот рассказ? Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

 

- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.

(Слайд 11)

 

Вывод.

 

 

ОЦЕНКИ

 

Заключение.

 

- Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.

- Какие книги вы уже читали?

- О каких героях-животных можно вспомнить?

Резерв: Л. Н. Толстой «Бешеная собака», стихотворение Р. Ругина (известный хантыйский поэт, прозаик) «Бродячие собаки».

(Слайд 12)

 

Домашнее задание:

 

Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака»

Вопросы-помощники:

1.    Что понравилось в рассказе?

2.    Как бы я поступил(а) на месте Лели?

3.    Как нужно относиться к животным?

 Р.Ругин «Бродячие собаки»

Когда я вижу брошенных собак,

Такая боль одолевает сердце,

Что затмевает белый свет в глазах,

И камень давит душу; и деться

Куда от той сжимающей тоски,

От темной наплывающей печали,

Когда я вижу, как они, скучая,

Подолгу бродят улицами, ждут

Чего-то, вечно сидя у помоек,

Как будто грязь отбросов стерегут,

Как будто ждут, что позовут домой их.

Скачать публикацию