Устный журнал "Письмо неизвестному солдату
Автор: Воронцова Валентина Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Устный журнал: «Письмо неизвестному солдату»
|
Подготовила: Воронцова Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования
|
Пояснительная записка
… мир не кровью, а дружбой и
любовью должны мы уберечь.
Сакс Ганс
На современном этапе развития образования (как общего, так и дополнительного) продолжает оставаться актуальной тема духовно-нравственного воспитания ребёнка. Его становления как личности, гражданина, патриота. Патриотизм – это совокупность идей, настроений, эмоций, убеждений и действий, направленных на сохранение и процветание своего Отечества. К его основным признакам относятся: чувство Родины и любовь к ней, уважение к своей стране и символам государства; ответственность за своё Отечество, его будущее; умножение величия своей Родины; бережное отношение к её истории. В патриотизме выделяются два начала - природное и социальное. Природное начало в патриотизме – это привязанность к месту жительства, обычаям и традициям своего народа. Социальное начало – это то, что формирует человека, а для этого необходимы определённые условия.
Как воспитать настоящего гражданина сегодня, в нынешних социально-экономических условиях, где материальные блага выходят на первый план и многие дети «напичканы» боевиками иностранного производства? Решение этой проблемы необходимо начинать с семьи, попробовать сделать её единомышленником и союзником в этом важном деле, ведь семья источник всех начал. В каждой семье есть свои памятные события, традиции, хранятся старые фотографии, письма, вещи, предания, всё то, что мы называем историей семьи, то, что хранит наша память, а память есть не что иное, как мощный воспитательный фактор. Всё важное и ценное для полноценного воспитания, сохранённое предыдущими поколениями, необходимо передать детям, внукам и внучкам, а они в свою очередь передадут дальше.
Ввиду загруженности педагога на занятии, где преимущественно решаются образовательные задачи, вся нагрузка по решение этой проблемы переносится на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагога, воспитанников, родителей и всех взрослых, вовлечённых в процесс воспитания, она даёт хорошую возможность для решения воспитательных задач. Одной из эффективных форм воспитательной работы является проведение совместных тематических литературно-музыкальных вечеров. Литературно-музыкальный вечер – это форма массовой воспитательной работы. Но готовясь к её проведению и организуя работу, я использую и групповые и индивидуальные формы работы. Данная разработка ориентирована на развитие личностного и гражданского самосознания обучающихся творческого объединения «Синтезатор» ЦДТ, позволяет включить родителей в жизнедеятельность коллектива и совершенствовать социально-педагогическую работу с ними, повышать результативность воспитательного процесса.
Основная часть
Цель: помочь детям осознать важнейшее значение Победы в ВОВ, через знакомство с героическим прошлым своей страны и своей семьи; формирование чувства патриотизма на героических примерах участников ВОВ.
Задачи:
Обучающая: расширить представление об историческом прошлом своей страны.
Развивающая: способствовать развитию стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах; способствовать сплочению детей и родителей.
Воспитательная: дать опыт личного проживания значимости этого события; общение разных поколений. Воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей и к ближним.
Педагогические возможности: Это мероприятие позволит формировать у обучающихся чувство патриотизма, приобрести полезный опыт для дальнейшей жизни, воспитывать в себе гражданина ответственного за свою судьбу и тех, кто находится рядом.
Критерии оценки эффективности результатов мероприятия: активность, интерес к теме, конечный результат мероприятия – осознание детьми необходимости активной позиции к жизни, своей сопричастности к будущему своей Родины (страны).
Методы воспитания: исследовательский, групповая дискуссия, работа творческой группы, элементы анализа.
Приемы: беседа, декламация, исполнение музыкальных произведений ,просмотр фотовыставки, слово ведущего (педагога), ответное слово гостьи и родителей, анализ.
Оборудование: экран, ноутбук, микрофон (2), баян, рояль, синтезатор, удлинители.
Реквизит: стулья, плакат с днём победы, стенды с фотографиями, драпировка.
Оформление: зал украшен соответственно тематике, на сцене расположен экран, на стене, длинный плакат-девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто», под ним – стенд с фотографиями фронтовиков и краткой биографией, плакат ко дню Победы в Великой Отечественной войне, стулья расположены полукругом.
Оснащение мероприятия: для почётного гостя цветы, для актёров пилотки накидки ли форму напоминающую военную.
Предварительная подготовка:
Создана творческая группа из числа детей и родителей во главе с педагогом, задача которой, разработка программы предстоящего мероприятия, что предусматривает:
- информирование общественности о предстоящем вечере (родители с детьми готовят пригласительные билеты и поздравительные открытки, плакаты по теме);
- приглашение гостей (участников ВОВ, тружеников тыла);
сбор необходимого материала для сценария;
разработка сценария;
подготовка слайдовой презентации для мероприятия (творческая группа родителей 3 человека);
сбор необходимого материала для фотовыставки (родители с детьми оформляют выставку семейными архивными фотографиями; составляют их краткую историю);
подготовка музыкальных и литературных номеров (родители дома с детьми разучивают стихи по теме);
оформление помещения, где будет проходить вечер (родители с детьми во главе с педагогом).
Ход проведения мероприятия:
Вступительное слово педагога.
Устный журнал (педагог, обучающиеся, родители)
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Звучит музыка из кинофильма «Офицеры», на экране презентация «II мировая война – наша история», участники вечера (родители, дети, гости) собираются в зале, смотрят фотовыставку, презентацию, затем занимают свои места. Входит труженик тыла Борисова Валентина Васильевна (почётная жительница г.Нижневартовска). Зрители приветствуют её стоя. Вечер начинается.
Ведущий 1: Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал «Письмо неизвестному солдату» посвященный Дню Победы над фашистской Германией.
Ведущий 2: Эпиграф нашего журнала стихотворение Владимира Дворянского (читают 2 чтеца)
Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали
Дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он,
Не пришел с войны.
Ведущий 1: «ПЕРВАЯ СТРАНИЦА «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН»
Звучит песня «Журавли» муз Я Френкеля слова Р. Гамзатова
Чтец 1 (читает): Могила неизвестного солдата у стены Кремля в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным ее вечным стражем. Кто он? Твой сын, Брат? Отец? Муж? Мы не знаем его имени; он погиб на подступах к Москве в суровом 1941-м
Чтец 2 (читает): Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие. Чтец читает стихотворение С.Орлова:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Чтец 1: Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет.
- Ты здесь лежишь... А я осталась... Спасибо тебе, сынок, за все что ты сделал.
Чтец 2. Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.
Чтец 1. Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плиткой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.
Чтец 2. И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.
Чтец 1.
Как горько нам стоят у обелисков
И видеть там скорбящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко –
Земной поклон за ваших сыновей.
Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущим огнем,
Вам, матери героев всей России,
Любовь свою и нежность отдаем!
Наследники великой этой славы,
Ее мы чтим и бережно храним.
Героями гордились мы по праву
И стать на них похожими хотим.
Считайте нас своими сыновьями!
Считайте нас своими дочерьми!
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
Л.Кондратенко. Низкий поклон вам, матери героев!
Чтец 2: Сегодня мы хотим поговорить о солдатах - о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир.
На экран проецируется картина «На ступеньках рейхстага».
Чтец 1: СТРАНИЦА ВТОРАЯ: «БЫЛА ВОЙНА».
Выходят воин и мальчик.
Воин: Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозревавшие, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто,
как веселый утренний сон. Мальчик: Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали ее? Забывали вот этот самый запах войны? Воин: Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война - это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы забывали войну, нас всех? Конечно, хотим! Война - это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивал. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам. А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли вы? Что вы знаете о войне? Звучит музыка. Световые эффекты войны.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. 20 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!
Чтец 1. Снова майские зори в полях зацветут, И вдоль старых окопов плывет тишина, Там когда-то гремела большая война. Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая, Разоренные утро и ночи без сна... Наше детство огнем опалила большая, Не по детскому росту война.
Чтец 2: Пионеры огненных лет - так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, не взрослых. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим, пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого...
Дети войны... Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую войну ненависти. Чтец читает стихотворение
Л. Татаренко.
Спят мальчишки в сиянии звезд...
Им - семнадцать! Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез,
Из-под алых рябин не подняться
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!
Спят мальчишки под сенью берез, -
Навсегда твердо сомкнуты губы, -
Не видать им ни солнца, ни звезд –
Тише пойте, армейские трубы!
Чтец 1 . А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников. Чтец читает стихотворение Е. Благиной «Письмо солдату». Здравствуй, папа,