+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методическое пособие

Автор: Арутюнян Зоя Степановна

Карточка №1«Знакомства с песком»

Упражнения:

Условия проведения:

1.Плавные линейные, волнообразные, круговые скольжения ладонями по поверхности  песка, как на саночках, коньках, лыжах, машинке.

2.Показать пальчиками, как бегают паучки, скользят и сворачиваются в клубок змейки.

3.Повторить те же скользящие движения рёбрами ладошек и попросить ребенка отметить разницу в оттисках, рассказать о своих ощущениях. Модель поведения взрослого имеет скорее направляющий характер, а не назидательно навязчивый, для поддержания интереса к занятию полезно подбадривать и вдохновлять ребенка  похвалой. Взрослый может задавать наводящие вопросы, например: Какой песок? Тёплый? Сухой? Приятный? Мягкий? и т. д.

4.Набрать песок в кулачки, медленно разжать и высыпать, рассказать, на что это похоже (ручеёк, дождик, ливень и т. д.).

5.«Спрятать» ладошки ребенка в песок, а затем с вопросом «где же наши ручки?» радостно «найти» и откопать.

6.Проиграть кончиками пальцев по песку, как по клавиатуре музыкального инструмента.

7.Положить открытую ладошку ребёнка на песок. Взрослый высыпает песок, а ребенок с закрытыми глазками прислушивается к своим тактильным ощущениям и указывает, на какой пальчик льётся дождик из песка.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2 Игры  для  снятия

психоэмоционального  напряжения

 

1.«Поздоровайся с песком».

Условия проведения:

      Предложите ребенку «сказать привет» песку. Пусть он дотрагивается до песочной массы разными способами: каждым пальцем, потом вместе, всей ладонью, ее тыльной стороной. Каждое движение должно сопровождать слово «привет». Далее пересыпайте песок из одной руки в другую, подставьте ребенку свои ладони, а потом насыпьте на его ручки.

2.«Дождик лей».

Условия проведения:

     Из песка создайте импровизированный дождик – наберите в руку песок, поднимите ее и разожмите ладонь. Предложите сделать то же самое ребенку, игру можно сопровождать песенкой или стихотворением

 про дождик. Для расслабления погружайте руки в песок, пересыпайте его в разные емкости, поливайте из лейки. Каждый из вариантов понравится вашему ребенку, если вы сами проявите к этому интерес.

3.«Спрячь предмет».

Условия проведения:

    Ребенок с удовольствием будут искать закопанную в песок игрушку или камешек. Также вы можете поменяться ролями и стать «искателем». Добавьте к развлечению эмоциональные возгласы радости, когда предмет будет найден. Это даст стимул ребенку, и он станет усерднее выполнять свою роль.

4.«Палочка – выручалочка».

Условия проведения:

     Возьмите любую веточку и создавайте рисунки на песчаном полотне. Так можно нарисовать не только отдельный предмет, но и создать картину. А если взять плоскую цветную емкость и насыпать на дно немного песка, то ребенок отчетливее увидит рисунок и захочет повторить. Сухой песок можно насыпать в любые емкости и мешочки, запускать специальную песочную мельницу и грузить в самосвалы..

 

 

Карточка №3 «Необыкновенный  песок»

1.Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Условия проведения:

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2.Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Условия  проведения:

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3.Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Условия проведения:

*    «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

*    «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

*    «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

*    «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь  под песком руками друг с другом  -  «жучки здороваются»).

 

 

Карточка №4  Проективные игры с песком,  упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии.

1.«Моя семья».

Условия проведения:

 

    Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор.  Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется.  Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему.

2. «Мои друзья»

Условия проведения:

 

Педагог задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. Дошкольник выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни.

 

3.«Сказочные сюжеты».

Условия проведения:

 

  Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.