Конспект НОД в подготовительной группе по изобразительной деятельности в технике граттаж
Автор: Калиничева Анастасия Сергеевна
Конспект НОД в подготовительной группе по изобразительной деятельности в технике «граттаж».
Цель: развитие творческих способностей, создание положительное эмоционального настроения у детей.
Задачи:
- Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике – «граттаж» (процарапывание основы острым предметом для получения изображения), умение рисования в штриховой технике
- Развивать интерес к художественному творчеству, творческие способности детей, воображение, внимание, развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того предполагаемая техника
- Воспитывать любовь и уважение к сверстникам, желание доставить радость своей работы
Воспитывать интерес детей к изобразительному искусству.
Ход занятия:
1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята!
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Сначала я вам предлагаю посетить нашу мини - галерею. В ней выставлено несколько работ. Что необычного вы увидели в этих картинах?
Ответы детей: все работы выполнены на чёрном фоне. Они необычные, яркие, красочные, цветные, как будто светятся маленькими огоньками. Как будто нарисована ночь. Они процарапаны!
Воспитатель: А кто может назвать технику, в которой выполнены эти рисунки?
Ответы детей
Воспитатель: Все картины выполнены в технике «Граттаж» Мы с вами в такой технике еще не рисовали. А только подготовили основы для нашего занятия. Кто мне скажет, как мы готовили основу для рисования в этой технике?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Для того что бы выполнить эту работу нужно подготовить лист, на котором мы будем рисовать. Вначале нужно закрасить весь лист бесформенными цветными яркими пятнами, т. е. пятнами любой формы и направлений, как вы называете «каляки – маляки». Закрашиваем весь лист без просветов не оставляя белых пятен. Фон получается необычно ярким.
Затем, когда просохнет фон «закрашиваем» его, как карандашом простой свечой, воском. Поэтому технику называют и воскограффия. Слой свечи, воска сбережёт яркий фон. Натираем толстым слоем, без просветов, иначе то место, которое окажется без слоя свечи останется чёрным и не поцарапается.
Затем берём гуашь и капаем в неё капельку шампуня или моющего мыльного средства. Потому, что тушь без мыльного раствора скатывается.
Закрашиваем весь фон сверху чёрной тушью в 1 – 3 слоя. Это делается для того, что бы цветной фон не проглядывал. Лист к технике «граттаж» готов. Теперь его нужно хорошо просушить.
Воспитатель: Буквальный перевод слова граттаж– «царапанье» В этом и изюминка работы состоит, рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.
Воспитатель: для того чтобы начать рисовать, нам нужно убедится в том что у вас на столах есть все что нам нужно. А это: фон на котором мы будем рисовать, палочка с заостренным концом, которой мы будем рисовать.
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем просто почиркать на фоне. Рядом с большим листом у каждого из вас лежит маленький листочек. На нем мы сейчас потренируемся рисовать. Положите его перед собой, возьмите палочку и немножко надавите ею на листок, мягкий воск и чёрная тушь с листа убирается лёгким нажимом в виде тонкой стружки. Начинаем процарапывать рисунок, сдувая стружку с листа. Появляется цветная полоска. Тушь и воск убираются с фона в виде стружки, и получается рисунок. Получается?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Скажите пожалуйста что на нем изображено?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Это ваши рисунки, выполненные по теме «космос». Давайте посмотрим на эти рисунки. Я буду загадывать загадку, а вы ее попробуете отгадать.
1.     Планета голубая,
 Любимая, родная.
 Она твоя, она моя,
 А называется…
 (Земля)
2.     Освещает ночью путь,
 Звездам не дает заснуть.
 Пусть все спят, ей не до сна,
 В небе светит нам…
 (Луна)
3.     Бродит одиноко
 Огненное око.
 Всюду, где бывает,
 Взглядом согревает.
 (Солнце)
4.     Океан бездонный, океан бескрайний,
 Безвоздушный, темный и необычайный,
 В нем живут вселенные, звезды и кометы,
 Есть и обитаемые, может быть, планеты.
 (Космос)
5.     По темному небу рассыпан горошек
 Цветной карамели из сахарной крошки,
 И только тогда, когда утро настанет,
 Вся карамель та внезапно растает.
 (Звезды)
6.     У ракеты есть водитель,
 Невесомости любитель.
 По-английски: «астронавт»,
 А по-русски …
 (Космонавт)
7.     Чудо-птица-алый хвост
 Прилетела в стаю звезд.
 (Ракета)
8.     Чтобы глаз вооружить
 И со звездами дружить,
 Млечный путь увидеть чтоб
 Нужен мощный…
 (телескоп)
Ответы детей
Воспитатель: Но их вы рисовали просто карандашами. А теперь мы с вами попробуем выполнить этот рисунок в технике «граттаж». Приступайте. Торопиться не нужно, ведь исправить работу не возможно.
Воспитатель: Кто закончил работу принесите мне, я ее подпишу и повешу на доску. Давайте посмотрим на наши рисунки. Скажите, вам было тяжело рисовать в технике «граттаж» или легко? В чем было затруднение?
Ответы детей
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. С этой техникой мы не прощаемся, мы будем и дальше рисовать в этой технике. Спасибо ребята за работу.