Статья "Формирование элементов экологической культуры у дошкольников
Автор: Пузина Наталья Сергеевна
Статья : «Формирование элементов экологической культуры у дошкольников».
Дошкольное детство — главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Впервые в истории отечественной педагогики утверждён Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, в котором говорится ,что образовательная деятельность в дошкольных учреждениях — это деятельность, направленная на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач.
Эта деятельность основана на принципах, которые определяет Стандарт Дошкольного Образования:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых;
4) поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность дошкольного образования;
8) учёт этнокультурного развития детей.
Наиболее актуальным на сегодняшний день является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
Из этого следует, что необходимо создавать условия для развития ребёнка, открывать его возможности, развивать инициативу и творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) обеспечивает открытость дошкольного образования;
5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Сегодня существует ряд проблем, связанных :
— с созданием развивающей предметно-образовательной среды;
— неготовностью родителей принять новые требования;
— неготовностью педагогических кадров к осознанному выбору вариативно-образовательной программы;
Для их решения в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей.
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Направление работы педагога по реализации темы «Юный эколог»
1) В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в младшую группу. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
2) Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.
3 )Становление первоначальных основ экологической культуры — это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В младшем возрасте дети должны научится различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму, цвет, величину, а так же познать видимые составные части предметов и объектов, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
4) Экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.
5) Экскурсии — один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как взрослые преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
6) Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще использую в повседневной жизни, а на занятиях обобщаем, конкретизируем знания, полученные в процессе наблюдения. Например, занятие в младшей группе «Наблюдение за рыбкой». Перед проведением этого занятия мы с детьми в течении недели проводим наблюдение за рыбками живущими в аквариуме (как передвигаются, как едят, строение…).
7) В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя различные ситуации, накапливает и расширяет его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.
8) Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
9) В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.
10) В решении задач по по экологическому воспитанию поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу педагога: под руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними, дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Поэтому уголок живой природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим. В процессе систематического ухода за растениями и животными, у детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонически развитую личность.
Вывод
Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности - это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Таким образом, образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.
Список используемой литературы:
1 О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» — перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего возраста. Санкт- Петербург, 2003г.
2 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва «Просвещение».2006г.
3 С.Н.Николаева «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. Москва. Мозаика-Синтез. 2010г.
4 Л.М.Потапова. Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх».Ярославль, 2000г.
5 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.