+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте

Автор: Фильченкова Елена Владимировна

Термин "экология", как известно, происходит от греческих корней "ойкос" - "обиталище" и "логос" - "наука". То есть это наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

Современное определение экологии звучит следующим образом:

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

Экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей.

Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы (популяции, биоценозы, экосистемы - о них речь пойдет в последующих уроках), также являющиеся предметом экологии.

Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи. 

Экология изучает взаимосвязи:

- между организмами (включают пищевые и непищевые взаимосвязи);

- между организмами и средой их обитания;

- взаимосвязи внутри экосистем.

Задачи экологического воспитания дошкольников:

Образовательные:

- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязях;

- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- формирование навыков рационального природоиспользования;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Понятие у дошкольников «Что такое экосистема»?

Этапы исследования:

На первом этапе детям показывали потребность комнатных растений в каждом факторе внешней среды отдельно - они усваивали: растениям нужны вода, тепло, свет, питательная почва.

На следующем этапе рассматривался одновременно весь комплекс условий, необходимых для жизни растений - дети учились понимать, что нельзя полить цветок, но не позаботиться о том, чтобы ему было тепло и светло.

Следующий этап - ознакомление детей с сезонной жизнью растений, растущих на участке, с позиций обобщенных знаний о потребностях любых растений в комплексе факторов внешней среды. Дошкольники видели разное состояние деревьев, кустарников, трав, с ними проводили обсуждение: чего в данный момент не хватает растениям, почему они пришли в такое состояние.

Дети наблюдали, что осенью много воды, много питательных веществ остается в почве, но день ото дня уменьшается количество света и тепла - результат очевиден: листья желтеют и опадают, травы желтеют и вянут, все растения готовятся к зиме.

В разгар зимы с детьми опять обсуждали состояние растений с позиций условий, в которых они нуждаются: они без труда понимали, что всем растениям на улице не хватает тепла, света, воды (она превратилась в лед), поэтому они не могут расти, не могут быть зелеными.

Не менее интересными были беседы о растениях участка в теплое время года: детям показывали, как весной постепенно появляется весь комплекс необходимых условий (увеличивается день - света становится больше, теплеет, снег и лед тают, превращаются в воду), именно поэтому пробуждаются деревья и кустарники, из-под земли появляется молодая зелень трав. Летом все необходимые условия для жизни растений имеются в избытке - поэтому все бурно растет, цветет, зреет и плодоносит.

Дальнейшее углубление знаний шло в направлении освоения детьми дифференцированных потребностей разных растений в разных факторах среды (в тепле, свете, влаге, почвы): одним комнатным растениям нужно больше влаги, другим - меньше или совсем мало; одни растения нуждаются в большом количестве света, любят стоять на солнце, другие - от него страдают им больше подходит северная сторона и т.д.

Дошкольникам показывали: правильный уход за растениями, выращиваемыми в помещении. Он может быть осуществлен только с учетом их индивидуальных потребностей в разных факторах среды.

На последнем этапе дошкольникам было показано наиболее сложное проявление общей зависимости - жизнь растений в сообществе (в экосистемах леса, луга), раскрыто средообразующее влияние одних растений на другие, т.е. была продемонстрирована биоценологическая зависимость растительных сообществ, существующих повсеместно в природе.

Дети поняли связь из трех звеньев: растение - среда - растение. Состояние и жизнедеятельность конкретного растения, входящего в состав фитоценоза (растительного сообщества), рассматривались не только в связи с факторами неживой природы, но и в связи с характером влияния других растений, составляющих данное растительное сообщество: в лесу, под пологом деревьев, где очень мало света, могут расти лишь теневыносливые травы; на лугу, где очень много солнечного света, в изобилии растут, наоборот, светолюбивые растения.

 

Таким образом, исследованием было доказано, что старшие дошкольники могут усвоить экологическую зависимость жизни растений от факторов внешней среды и на основе этих знаний понять жизнь растений в сообществе.