Классный час "Милосердие – это зеркало души человека
Автор: Нуримова Урнганым Кумаровна
Саратовская область Новоузенский район
п. Дюрский МОУ СОШ № 7.
Классный час
«Милосердие – это зеркало души человека»
Автор: Нуримова Урнганым Кумаровна.
2019.
Классный час
«Милосердие – это зеркало души человека»
Эпиграф: Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила
(Н. Бердяев).
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»
(Зигфрид Ленц).
Цель: показать, что милосердие и доброта – основа человеческих отношений
Задачи:
1. Дать понятие о милосердии;
2. Воспитывать человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в нем, стремление быть благородными в жизни;
3. Развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
4. Способствовать развитию умений вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Форма проведения: беседа.
Этап подготовки.
- Оформление доски. Цитаты:
«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)
«Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем» (А. Грин)
« Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые» (митрополит Филарет).
«Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего» (святитель Иоанн Златоуст).
- Подготовка материала для беседы
Этап проведения.
Слово учителя: - Милосердие и доброта …В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Как будто прозрели и начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы дарить людям добро.
Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З - ЗЕМЛЯ
Л – ЛЮДИ
М – МЫСЛЬ
Д - ДОБРО
Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите ДОБРО!
Как вы понимаете значение слова "милосердие"?
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный).
Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.
Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)
1группа 2группа 3группа
сострадание уважение человеколюбие
доброта гуманность альтруизм
Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Ответы 2 группы: УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих- нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
Ответы 3 группы: ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность. АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова взаимосвязаны.
Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Встречались ли вам милосердные люди?
(рассказы детей из своего опыта)
1. Обогащение опыта
Есть много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. А расскажут нам о них ребята ………….
Рассказ о польском учителе Я. Корчаке, Ю. Вревской (стихотворение И. С. Тургенева), матери Терезе и других.
1. Януш Корчак … Великий польский педагог…
В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто.
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.
Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1 и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
2. Юлия Петровна Вревская... Человек изумительной, поистине героической судьбы. Своей красотой, умом, образованностью, обаянием она очаровала Петербург и Париж. Знакомством с нею дорожил Виктор Гюго. Ее хорошо знал Ференц Лист. Она была в числе тех немногих друзей Ивана Сергеевича Тургенева, кому он в письмах и разговорах доверял свое самое заветное, самое задушевное.
Активная, деятельная натура Вревской не могла примириться с монотонной малосодержательной жизнью, которою вынуждена была жить в Петербурге она – вдова прославленного генерала, придворная дама, светская красавица
Она продает свое орловское имение, чтобы создать санитарный отряд, в котором сама Юлия Петровна становится рядовою сестрой милосердия. В ответ на просьбу Вревской Главнокомандующий русской Дунайской армией Великий князь Николай Николаевич-Старший распорядился: «Главная квартира Действующей Армии разрешает санитарному отряду, прикрепленному к Троицкой общине, сопровождать войска и жертвовать собой ради ближнего. Выражает сердечную благодарность уважаемой баронессе Вревской за проявленное ею благородство – решение принять на себя содержание отряда, состоящего из двадцати двух сестер и врачей. Просьба и личное желание баронессы Вревской разрешить отряду действовать на передовых позициях будут рассмотрены дополнительно»
Последнее письмо из Бялы Юлия Петровна послала сестре 12 января 1878 года.
«Труд здешний мне по сердцу», – писала она. А 17 января Вревская заболела тифом. Почти до самой смерти была без сознания. Умерла 5 февраля. В замерзшей болгарской земле ей рыли могилу солдаты, за которыми она ухаживала. Они несли и гроб сестры Юлии. Солдатские руки сколотили и простой деревянный крест.
Из петербургских газет Тургенев узнал, что Вревской не стало. Потрясенный, он писал Анненкову: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жаждая жертвы. Ее смерть меня глубоко огорчила. Это было прекрасное, неописанно доброе существо».
Иван Тургенев Памяти Ю. П. Вревской
На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
- Можно ли назвать этих людей милосердными?
МАТЬ ТЕРЕЗА
Более полувека назад мать Тереза с несколькими помощницами организовала Орден милосердия и поначалу пыталась в одиночку противостоять человеческим бедам: помогать нищим, умирающим, неизлечимо больным. Сестры Ордена милосердия обычно дают обет служения беднейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, ездят только на общественном транспорте. Жизнь этих добровольцев трудна и однообразна, решаемые задачи сложны и порой опасны. Работать — значит для них чистить, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения и любви. Враг, с которым сражались сестры, надевал разное личины. В Индии он назывался нищета и проказа. В Америке — СПИД. В Южной Африке — расовая ненависть.
По словам матери Терезы, мир описывается всего в двух терминах: «любовь» и «нелюбовь». И есть «простая» задача — хотя бы держать границу между двумя этими областями. Как? Творить малое, но с большой любовью.
Тронутые этой любовью и трудом матери Терезы, благотворители со всего мира жертвовали немалые средства, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим. Ей дарили драгоценности, машины, а она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали. Ей говорили: «Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне». Она не принимала подобную критику и считала, что поступает в полном соответствии с собственной совестью и назначением на Земле. Мать Тереза и ее помощницы каждое утро начинали словами такой молитвы: «Господь, дай мне силы утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым... Ибо, когда отдаем, получаем мы...» Матери Терезе открывались двери и хижин, и дворцов, она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. Она знала, что сказать, чтобы зажечь в сердцах слушателей сострадание и желание помочь страждущим.
В 1997 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия, и эти средства тоже были потрачены во имя «нежеланных, нелюбимых и необласканных». Сегодня то, что начиналось как Орден из двенадцати человек, насчитывает триста тысяч сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения смертельных болезней, приютами...
Мать Тереза умерла, а дело ее живет. (По В. Лебедевой)
ФРАНЦУЗСКИЙ ВРАЧ БОМБАР
Французский врач Бомбар, служивший в портовом госпитале, знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках не от голода и не от жажды, а от страха перед неизвестностью, перед ожидающими их трудностями, от неверия в возможность спасения. И вот что сделал Бомбар, движимый невероятным благородным состраданием к людям, желанием избавить их от губительного страха перед морем. Он в одиночестве, питаясь только тем, что давало ему море, собирая для питья дождевую воду, в небольшой лодке пересек Атлантический океан и через шестьдесят пять дней плавания высадился на американский берег. Тем самым он доказал, что, даже оказавшись в открытом океане без еды и питья, человек должен несокрушимо верить в спасение, оно возможно!
Бомбар правильно понял, что от многих страхов можно избавиться, если больше знать о мире, в котором живешь, и не бояться его
(По М. Коченову)
Учитель: В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
После Великой отечественной войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
В наше время мы тоже слышим о героическом милосердии.
Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, начался пожар. В числе 62 заживо сгоревших и 53-летняя медсестра Лидия Пачинцева, дежурившая в ту ночь. Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла - не успела.
Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
Откуда же в людях равнодушие?
Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
Почему утрачивается чувство милосердия?
Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Но эти времена прошли.
2. - Нужно ли милосердие сегодня?
(обсуждение)
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это ав