+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование элементов групповой работы на урока географии для детей с ОВЗ

Автор: Быкова Альбина Сергеевна

Групповая работа на уроках географии.

 

   Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. В арсенале активных форм и методов обучения лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, ролевые игры, тематические дискуссии, всевозможные творческие олимпиады и т.д. К числу наиболее эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится и работа в группах.

 

Организация работы в группах на уроке преследует следующие цели:

научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;

научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;

научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;

научить ребят умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других ребят.

 

Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым отдельных операций, являющихся частью целого), координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствует развитию каждого ребенка как личности.

 

При распределении обязанностей необходимо научить ребят подчиняться товарищам, добросовестно выполнять свои обязанности наедине с самим собой; научить следовать заданным в группе правилам поведения. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у учеников дисциплинированность. Выполнение роли руководителя для каждого одновременно почетно и ответственно. Кроме того, руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает оперативность и гибкость мышления. Важным условием достижения успеха при хорошем взаимодействии членов группы друг с другом являются благоприятные личные взаимоотношения.

 

Организация групповой деятельности требует выполнения следующих правил:

обеспечение каждому возможности участия в общем деле;

получение опыта общения и совместной деятельности в группах;

использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план.

 

Первое условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа в старших классах численностью от 3 до 7 человек.

 

В рамках второго правила рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения.

 

Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Каждый ребенок обладает теми же правами, что и вся группа. За ребенком остается право поступить по-своему.

 

Работу в группах по географии я организую как на уроках, так и во внеурочное время. Во внеурочное время это, прежде всего, выполнение творческих заданий, практических работ на местности, проектная деятельность. На уроках сложнее организовать работу при изучении нового материала или закреплении изученного, легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят как сильных, так и слабых, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков. Для каждой группы готовлю набор карточек нескольких уровней сложности.

 

Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.

 

Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте (изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе.

 

Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний.

 

Каждый следующий уровень сложности, начиная со второго, как бы включает в себя все предыдущие, т.е. предполагается, что ученик, выполняющий наиболее сложные задания, легко может справиться со всеми, более простыми. Поскольку “сильных” учеников, к сожалению, меньше, чем “слабых”, то и количество карточек от одного уровня сложности к другому уменьшается.

 

Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе.

 

Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги. Указываю на достижения для морального поощрения ребят и недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз.

 

После проверки работ и выставления итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими.

 

В организации групповой работы существует целый ряд трудностей .

 

 

1. Трудности в подготовке материалов. Подготовка разноуровневых материалов в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей.

 

2. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Межличностные отношения в некоторых классах таковы, что работа в группах вообще невозможна, т.к. психологически травмирует ребят.

 

3. Ребята не обладают навыками совместной работы, т.к. этому в младшем школьном возрасте специально их не учат. Требуется выработать единые правила организации работы в группах с тем, чтобы у ребят сложилось единое однозначное восприятие такой работы.

 

4. Школьная мебель не позволяет комбинировать, вносить элемент новизны, что, безусловно, имело бы положительный эффект. Известно, что наибольший контакт достигается при определенном размещении членов группы.

 

Порядок работы на уроке.

 

1. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.

 

2. Создание групп учащихся.

 

3. Определение содержания, этапов и времени групповой работы.

 

4. Выполнение работы в группе.

 

5. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.

 

6.  Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.

 

Оценка работы группы.

 

Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставление всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например, 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить “отлично”, а кто-то “удовлетворительно”. Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.

 

 

Примеры карточек различного уровня сложности для групповой работы на уроке

 

Тема: Климат.

 

Факторы, определяющие особенности климата. Основные элементы климата.

 

Карточка № 1.

 

1. Какая закономерность связывает температуру воздуха и угол падения солнечных лучей?

 

2. Циклональная или антициклональная погода преобладает в нашей местности зимой? Летом?

 

Ответ аргументируйте.

 

Карточка № 2.

 

1. Дайте определения терминам.

 

Суммарная радиация, радиационный баланс, температурные инверсии, испарение, трансформация, испаряемость, циклон, атмосферный фронт, циркуляция.

 

Карточка № 3.

 

1. В каком направлении по вертикали движется воздух в циклоне и антициклоне? Как распространяется дым, выходящий из труб, при циклональных и антициклональных условиях погоды? Ответ поясните.

 

2. Почему в городе и его окрестностях снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? В какой части (микрорайоне) нашего города снег сойдет раньше? Ответ аргументируйте.

 

Карточка № 4.

 

1. Что показывает амплитуда колебания температуры? Определите амплитуду колебания температуры в Мурманске и Верхоянске. Сравните, объясните различие. В каком климатическом поясе они лежат?

 

2. Выберите правильный ответ:

 

А/ При движении с запада на восток температура января ……(увеличивается, уменьшается, остается неизменной).

 

Б/ При движении с севера на юг температура июля ……. (увеличивается, уменьшается, не изменяется).

 

В/ При движении с запада на восток температура июля……(увеличивается, уменьшается, не изменяется).

 

Г/ Количество осадков с запада на восток………(увеличивается, уменьшается, не изменяется).

 

Д/ Величина испаряемости с севера на юг………(увеличивается, уменьшается, не изменяется).

 

Карточка № 5.

 

1. На основе чего составляется синоптическая карта? Какие сведения с ее помощью можно получить и кому, людям каких профессий, они нужны?

 

2. Чем объясняется географическое положение полюса холода в районе Оймякона? Ответ проиллюстрируйте схематичным рисунком.

 

Карточка № 6.

 

1. Почему важнейшим показателем климата является радиационный баланс? Что он выражает?

 

2. В какую воздушную массу трансформируется кУвм при движении с Восточно - Европейской равнины на Среднесибирское плоскогорье? Время года – зима. Ответ аргументируйте.

 

Карточка № 7.

 

1. Что показывает коэффициент увлажнения? Определите коэффициент увлажнения для Самары, Архангельска, Астрахани. Сравните, объясните различия. По карте растительности определите, в какой зоне находится каждый из этих пунктов?

 

Тема: Внутренние воды России.

 

Карточка № 1.

 

1. Назовите реку, море, куда она впадает, канал.

 

Река берет свое начало на Среднерусской возвышенности в Тульской области. Устремляясь к югу от истоков, река несколько раз меняет направление своего течения и, наконец, вливается в самое мелководное море России. Значительная часть русла проходит по засушливым местам. Канал, соединяющий данную реку с Волгой, решил вопросы судоходства, орошения водами засушливых степей.

 

Карточка № 2.

 

1. Назовите реку, оба пограничных государства, город в устье этой реки.

 

Самая крупная река Дальнего Востока. Она является границей двух государств. Китайцы зовут эту реку “рекой Черного Дракона”. Дракон у китайцев является добрым мифическим существом, приносящим людям счастье. В устье этой реки расположен город, который зовут городом рыбы и золота, так как именно эти богатства вывозят через его порт.

 

Карточка № 3.

 

1. Назовите реку, равнину, на которой она берет свое начало, море, в которое она впадает, город, лежащий в дельте этой реки.

 

Это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России. Она – символ и любовь России, мать русских рек. Исток – ключ. В устье она образует обширную дельту. Пересекает несколько природных зон: от лесной до пустынной – и принимает много притоков. На ней построен каскад ГЭС и созданы водохранилища. Загрязнение реки промышленными и бытовыми отходами, влияние плотин на продвижение рыбы резко снизили на ее роль в рыбном хозяйстве.

 

Карточка № 4.

 

1. Назовите реку, города, вблизи которых построены крупнейшие гидроэлектростанции.

 

Эта река – крупнейший приток Енисея. О ней говорят: “любимая дочь Байкала”, “река электричества”.

 

Карточка № 5.

 

1. Назовите все три реки.

 

“Двурогая” река. Она берет начало в горах двумя большими ветвями. Левый исток зарождается от ледника на самой высокой вершине Алтая – Белухе. Правый приток вытекает из живописного Телецкого озера, называемого в народе золотым озером Алтая. После слияния истоков, река превращается в огромную полноводную реку, достигающую ширины нескольких километров.

 

Карточка № 6.

 

1. Назовите реку, море, в которое она несет свои воды.

 

Самая большая и мощная река Северного края. Почти все правые крупные притоки ее стекают с Уральских гор, да и сама она рождается в этих горах. В ее долине сохранились в первозданности отдельные участки тайги и тундры, единственные в Европе. На сове пути к морю она пересекает зоны тайги, лесотундры, тундры. Во второй половине ХХ века, после открытия Воркутинского месторождения каменного угля и строительства железной дороги Котлас – Воркута, все экономические связи бассейна этой реки сосредоточились в ее среднем течении.

 

Карточка № 7.

 

1. Назовите реку и город-порт в ее устье.

 

Длина этой реки немногим более 1300 км. Но на протяжении многих веков она служила главной водной дорогой из центральной части Российского государства в Северный край. В устье реки город – одновременно морской и речной порт. Его по праву называют “воротами Арктики”. За 250 лет из устья этой реки ушло более 200 экспедиций. На берегах этой реки родился великий русский ученый М.В. Ломоносов.

 

Карточка № 8.

 

1. Назовите реку.

 

Эта река – “ось Сибири”, “брат океана”. В верхнем течении – типично горная река со скалистыми берегами и бурным течением. В среднем и нижнем течении долина ее расширяется. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Имеет гигантские запасы гидроэнергии. Важный судоходный и лесосплавный путь Сибири.

 

Карточка № 9.

 

1. Назовите реку.

 

У тебя, краса – река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье.

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом,

Несмотря, что родилась

Ты в краю суровом.

(Леонид Попов)

 

Карточка № 10.

 

1. Назовите озеро. Какое происхождение имеет котловина этого озера.

 

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в ……………,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

 

Карточка № 11.

 

1. Назовите все виды внутренних вод. Какие условия необходимы для образования каждого из них?

 

Карточка № 12.

 

1. Рассчитайте падение и уклон рек Печоры и Колымы. Объясните полученные результаты. Примите высоту истока Печоры – 1000м, Колымы – 2000м.

 

Карточка № 13.

 

1. Дайте определения терминам.

 

Падение реки, уклон реки, режим реки, половодье, паводок, межень, речной сток, твердый сток, наводнение.

 

Карточка № 14.

 

1. На каких реках России чаще всего случаются наводнения? Объясните причины.

 

Карточка № 15.

 

Какова продолжительность ледостава в нижнем и верхнем течении рек Енисея и Лены? Чем это можно объяснить? Какие последствия это имеет для прилегающих территорий, населения и его хозяйственной деятельности?

 

Карточка № 16.

 

1. Определите лишний географический объект и объясните, почему он лишний:

 

а) Онежское, Ладожское, Баренцево.

 

б) Байкал, Каспийское, Азовское.

 

в) Обь, Енисей, Амур.

 

г) Волго-Донской, Беломоро-Балтийский, Комсомольск-на-Амуре.

 

2. По какому принципу объединены объекты?

 

а) Печора, Северная Двина, Онега.

 

б) Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска.

 

в) Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

 

г) Алдан, Олекма, Вилюй, Витим.

 

д) Иркутская ГЭС, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Богучанская ГЭС.

 

Литература

 

1. Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч. – 2003. – № 2.

 

2. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1995

Приемы.

Путешествия.

Туристическое агентство.

 Учащиеся делятся на 2 группы. В каждой группе есть сильные учащиеся и слабые.

 1группа турфирма. Задача турфирмы заинтересовать, туристов.

2туристы туристы. Задать, как можно больше интересных вопросов о стране.

1 группа разрабатывает маршрут путешествия.

С  помощью вопросов подсказок определяет маршрут путешествия из нашего города в страну  используя карту и учебник..

Географическое положение, природа, климат, традиции население их нравы, религия.

2 группа подготавливает вопросы о стране без подсказки. Используют учебники.

Время подготовки 3 минуты. Затем выступление.

 

ЗХУ (Знаем, хотим узнать, узнали).

Используется на стадии вызова 2,3 урок по теме.

Лист делиться на 3 колонки.

Учащимся даётся тема урока.

Первую колонку дети заполняют, что они уже знают по теме, 2 колонка, что хотели бы узнать,3 колонка заполняется в конце урока, что интересного они узнали на уроке.

В конце урока выступление. Слабые учащиеся могут пересказать, что уже знали, а сильные, что нового узнали.  Даются вспомогательные слова и работают по учебнику или по тексту составленному учителем.

 

Знаем

Хотим узнать

Узнали.

 

 

 

 

 

Саммит.

Используется на этапе закрепления. По блоку стран например «Страны Восточной Азии»

Учащиеся садятся большой группой.

Во главе группы президент саммита, его задача наблюдать за работай саммита, а также нанести на контурную карту, те страны, которые собрались на саммит.

Делятся в большой группе по двое, получают задание,  более сильные составляют рассказ о странах по вопросам, более слабые вставляют в рассказ слова. Затем друг другу в паре пересказывают. Затем более сильный в паре рассказывает для большой группы.

Затем президент саммита. Вместе со всеми участниками группы отвечают на вопросы данные учителем.

Чем похожи страны.

Различия.

Наиболее развитые страны.

 

 

 

 

Дети делятся на группы.

1группа биологи,

2группа   экологи.

Во главе каждой группы главный специалист, отвечающий за работу группы. У каждого есть задание.

Группа биологов рассказывает о животных, обитающих в (лесах, лугах, или болотах). Составляют таблицу животных по группам.

Группа экологов о проблемах места обитания животных. Рисуют плакат по защите животного мира.

Задание внутри группы распределяет командир группы, затем сведения собираются и командиры  докладывают.