Описание и схема танца "Ямальский
Автор: Аджаматова Саида Идрисовна
Введение:
Народы крайнего Севера на протяжении веков создавали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства крайнего Севера было обусловлено особенностями производства и быта населения, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр народов Севера. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения этих народов по территории их современного обитания. Описание и классификация традиционного танцевального фольклора народов Севера, вернее того танцевального наследия, которое бытовало на Севере, по крайней мере, еще в конце XIX — начале XX в., позволило показать общее и специфическое в танцах каждого из ее народов. Однако проследить в деталях всю историю народной хореографии крайнего Севера невозможно из-за ограниченности сведении о развитии на протяжении веков каждого варианта танца или игры.
Танец «Ямальский» знакомит с жизнью и бытом коренных жителей северных народов. Так же знакомит детей с некоторыми трудовыми моментами из жизни оленеводов. Танец разделён на три части. В первой части на фоне огня исполняется танец шаманов..Во второй части демонстрируется танец олених и оленят ямальские девочки под ненецкую народную песню «Сингакоця».
Третья часть кульминационная, где на сцену выходят маленькие оленеводы с хореями, завершают танец.
Участники танцевальной композиции:
В танце участвуют 23 учащихся, ( 5 учащихся- шаманы, где 2- девочки и 3-мальчика), 8 учащихся (мальчики) - оленеводы ,10 учащихся (девочки)- оленихи и оленята) .
ОПИСАНИЕ КОСТЮМОВ
Костюм шаманов.
Малицы мужские с капюшоном из креп-сатина синего цвета с ненецкими орнаментами, обшитые мехом. Серебристые штаны и меховые кисы с орнаментами.
Костюм маленьких оленят и олених.
Оленята одеты в белые малицы с орнаментами и капюшоном, обшитые мехом, на ногах белые меховые гольфы. Оленихи в стилизованных в синих платьях- малицах с орнаментами, и широкими рукавами из шифона. На голове ленты из лебяжьего пуха. На ногах белые меховые гольфы.
Музыкальный сопровождение :
ненецкая песня «Сенгакоця (колокольчик)» в исполнении Образцового вокального ансамбля «Алфавит»; музыка шаманов.
Музыкальный размер:
2/4, 3/4
Реквизиты танца:
Бубны белого цвета с орнаментами (5 штук), хореи (палки) (8 штук).
Компьютерное оснащение:
видеоклип Северного клипа
Описание танца.
Первая часть:
Исходное положение. Музыкальное вступление.
Выход шаманов:
Фигура 1.
1-8 такты
Под музыкальный размер 2/4 на сцене появляется первый шаман с бубном, зазывая других шаманов к исполнению обряда с бубнами.
9-16 такты
Шаманы прыжковыми движениями , делая один круг, становятся в шахматный порядок подхватывают ритм ударов.
Фигура 3.
1-8 такты
Шаманы бьют в бубны , притоптывая ногами, выполняют движения вперед и назад, принимая исходное положение (выстраивание шаманов в линию)
Вторая часть
Выход олених и оленят:
Фигура 4
1-8такты
Выход маленького олененка, с одновременным выполнением прыжковых элементов вокруг себя и лицом на зрителя ,руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога.
Фигура 5
9-16 такты
Под музыкальный размер 3/4 поскоками по диагонали появляются на сцене оленихи и оленята Выход олених и оленят на сцену, выстраивание в шахматном порядке одновременным выполнением прыжковых элементов, а руками выполняются движения вперед и назад, ладонями вниз.
Фигура 6
1-8такты
Выполнение движений рук в сторону, с незначительными наклонами и полуприседаниями в правую и левую стороны
Фигура 7
9-16 такты
Переход к поскокам на месте, руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога, оставаясь в шахматном порядке.
Фигура 8
1-8такты
Выполнение движений рук в сторону, с незначительными наклонами и полуприседаниями в правую и левую стороны
Фигура 9
9-16 такты
Переход к поскокам на месте, руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога, оставаясь в шахматном порядке.
Фигура 10
1-3 такты
Выполняется высокий прыжок вверх , откидывая нижнюю часть ног назад. Оленихи с оленятами отходят на полупальцах мелкими шажками на задник и повторяют движения, продемонстрированными в фигурах -6, 7,8,9.
Третья часть
Выход оленеводов:
Фигура 11
1—8 такты
Беговым шагом выбегают по диагонали, в правой руке держат харей.
Фигура 12
9—16 такты
Перестраивая в шахматном порядке, перебрасывают харей с правой руки в левую, при этом делают выпад в ту сторону, где харей, другая рука и нога вытянуты в другую сторону.
Фигура 13
1—8 такты
Поставив харей одним концом на пол, обегают его маленьким кружочком направо и налево.
Фигура 14
9—16 такты
Продолжая бег по кругу, харей не рассоединяют.
Фигура 15
1—8 такты
Беговым шагом образуют чум. Харей правой рукой поднимают вверх и одним концом соединяют.
Фигура 16
1—8 такты
Крайние оленеводы (1 и 9) раскрывают круг и перестраиваются в шахматном порядке.
Фигура 17
9—16 такты
Исполняют прыжки на обеих ногах на каждую 1/4 такта, харей и выполняют прыжковые движения с полуприсядкой в левую и правую стороны, в горизонтальном положении держат обеими руками.