+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Описание и схема танца "Ямальский

Автор: Аджаматова Саида Идрисовна

Введение:

Народы крайнего Севера на протяжении веков создавали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства крайнего Севера было обусловлено особенностями производства и быта населения, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр народов Севера. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения этих народов по территории их современного обитания. Описание и классификация традиционного танцевального фольклора народов Севера, вернее того танцевального наследия, которое бытовало на Севере, по крайней мере, еще в конце XIX — начале XX в., позволило показать общее и специфическое в танцах каждого из ее народов. Однако проследить в деталях всю историю народной хореографии крайнего Севера невозможно из-за ограниченности сведении о развитии на протяжении веков каждого варианта танца или игры.

Танец «Ямальский» знакомит с жизнью и бытом коренных жителей северных народов. Так же знакомит детей с некоторыми трудовыми моментами из жизни оленеводов.  Танец разделён на три части. В первой части на фоне огня исполняется танец шаманов..Во второй части  демонстрируется танец олених и оленят  ямальские девочки под ненецкую народную песню «Сингакоця».

Третья часть кульминационная, где на сцену выходят маленькие оленеводы с хореями,  завершают танец.

Участники танцевальной композиции:

В танце участвуют 23 учащихся,   (  5 учащихся- шаманы, где 2- девочки и 3-мальчика), 8 учащихся (мальчики) - оленеводы ,10 учащихся (девочки)- оленихи и оленята) .

 

ОПИСАНИЕ КОСТЮМОВ

Костюм шаманов.

 Малицы мужские с капюшоном из креп-сатина синего цвета с ненецкими орнаментами, обшитые мехом. Серебристые штаны и  меховые кисы с орнаментами.

Костюм маленьких оленят и олених.

 Оленята одеты в белые малицы с орнаментами и капюшоном, обшитые мехом, на ногах белые  меховые гольфы. Оленихи в стилизованных в синих платьях- малицах с орнаментами, и широкими рукавами из шифона. На голове ленты из лебяжьего пуха. На ногах белые  меховые гольфы.

Музыкальный сопровождение :

ненецкая песня «Сенгакоця (колокольчик)» в исполнении Образцового  вокального ансамбля «Алфавит»; музыка шаманов.

Музыкальный размер:

2/4, 3/4

Реквизиты танца:

Бубны белого цвета с орнаментами (5 штук), хореи (палки) (8 штук).

Компьютерное оснащение:

 видеоклип Северного клипа

                                                       Описание танца.

Первая часть:

Исходное положение. Музыкальное вступление.

Выход шаманов:

Фигура 1.

1-8 такты

Под музыкальный размер 2/4  на сцене появляется первый шаман с бубном, зазывая других шаманов к исполнению  обряда с бубнами.

 

 

 

 

 

9-16 такты

Шаманы  прыжковыми движениями , делая один круг, становятся в шахматный порядок подхватывают ритм  ударов.  

 

 

 

 

 

 

 

Фигура 3.

1-8 такты

Шаманы  бьют  в бубны , притоптывая ногами, выполняют движения вперед и назад, принимая исходное положение (выстраивание шаманов в линию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая часть

Выход олених и оленят:

Фигура 4

 1-8такты

Выход маленького олененка, с одновременным выполнением прыжковых элементов вокруг себя и лицом на зрителя ,руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога.

 

 

 

 

 

Фигура 5

9-16 такты

Под музыкальный размер 3/4  поскоками по диагонали появляются на сцене оленихи  и оленята Выход олених и оленят на сцену, выстраивание в шахматном порядке одновременным выполнением прыжковых элементов, а  руками выполняются движения  вперед  и назад, ладонями вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фигура 6

1-8такты

Выполнение движений рук в сторону, с незначительными наклонами и полуприседаниями в правую и левую стороны

 

 

 

 

 

 

 

Фигура 7

9-16 такты

Переход  к поскокам на месте, руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога, оставаясь в шахматном порядке.

 

 

 

 

 

 

Фигура 8

1-8такты

Выполнение движений рук в сторону, с незначительными наклонами и полуприседаниями в правую и левую стороны

 

 

 

 

 

 

 

Фигура 9

9-16 такты

Переход  к поскокам на месте, руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога, оставаясь в шахматном порядке.

 

 

 

 

 

 

Фигура 10

1-3 такты

Выполняется высокий прыжок вверх , откидывая нижнюю часть ног назад. Оленихи с оленятами отходят на полупальцах  мелкими шажками на задник и  повторяют движения,  продемонстрированными в фигурах  -6, 7,8,9.

Третья часть
Выход оленеводов:

Фигура 11

1—8 такты

Беговым шагом выбегают по диагонали, в правой руке держат харей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фигура 12

9—16 такты

Перестраивая  в шахматном порядке, перебрасывают харей с правой руки в левую, при этом делают выпад в ту сторону, где харей, другая рука и нога вытянуты в другую сторону.

 

 

 

 

Фигура 13

1—8 такты

Поставив харей одним концом на пол, обегают его маленьким кружочком направо и налево.

 

 

 

 

 

Фигура 14

9—16 такты

Продолжая бег по кругу, харей не рассоединяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фигура 15

1—8 такты

Беговым шагом образуют чум. Харей правой рукой поднимают вверх и одним концом соединяют.

 Фигура 16

1—8 такты

Крайние оленеводы  (1 и 9) раскрывают круг и перестраиваются в шахматном порядке.

 

 

 

 

 

 

Фигура 17

9—16 такты

Исполняют прыжки на обеих ногах на каждую 1/4 такта, харей  и выполняют прыжковые движения с полуприсядкой  в левую и правую стороны, в горизонтальном положении держат обеими руками.