Дифференциация звуков [С] — [Ш]
Автор: Аксянова Альфия Резвановна
Конспект фронтального логопедического занятия Аксяновой А.Р. на тему: «Дифференциация звуков [С] — [Ш].»
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях.
Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи.
Уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] - [Ш], закрепление правильного произношения их в речи. Совершенствовать навык определения первого звука в слове и соотнесение его с буквой, звукобуквенного анализа слов, грамматического строя, умение подбирать слова-паронимы по смыслу предложения.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие связной речи, зрительного внимания, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением, фонематических представлений, упражнять в правильном дыхании, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование.
Магнитная доска, мольберт, грамзапись «Шум леса», магнитные пособия: глухой звук,синие и зеленые магниты, буквы С, Ш, картинки (шапка, стул, шуба, сок, самовар, сушки, сом, шляпа, шкаф, сапоги, сумка), картинки слова-паронимы (каска-кашка, мишка-миска, крыса-крыша), индивидуальные пеналы для лексико-грамматических занятий, напечатанное слово СУШКИ на формате А4, мяч, силуеты шаров из цветной бумаги и разрезанные квадраты из бумажных салфеток, клей ПВА, кисточки на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Послушайте запись, скажите, что вы услышали? (шум леса)
-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).
Подул ветер: с-с-с- закачались ветки деревьев ( машем кистями рук)
Ш-Ш-Ш-Ш - зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).
С-С-С - закачались ветки деревьев, Ш-Ш-Ш - зашелестели листья. (С-Ш.)
Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (расслабились).
2. Сообщение темы занятия.
Подул ветер- холодная струя воздуха (С-С-С-С)
Шумит листва – теплая струя воздуха (Ш-Ш-Ш)
Как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С - Ш”.
3. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
А сейчас, вспомним, какое положение занимают губы, язык при произнесении звука “С”.
Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. Бывает твердый и мягкий. (Логопед вывешивает на мольберт на магните букву [с] , изображение глухого звука и 2 магнита: синий и зеленый.)
Стихотворение про звук [с]:
Язык широкий ниже.
Кончик к нижним зубкам – ближе:
Посередине языка - струйка воздуха.
Улыбнись и просвисти,
Звук [ с-с-с ] произнеси!
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая. Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. Звук [Ш] всегда твёрдый. (Логопед вывешивает на мольберт на магните букву Ш, изображение глухого звука и 1 магнит: синий)
Стихотворение про звук “Ш”:
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Чашку в дом мы занесем.
Ее края к зубам прижмем.
Теплой струйкой мы подуем,
Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
Стрелочка вверх обозначает звук [ш], а вниз - звук [с].
Называю звук, а вы должны будете стрелкой показать местоположение звука.
Слоги: са-ша, су-шу, со-шо, аш-ас, ош-ос, уш-ус.
Слова: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки, сушки.
- А теперь скажите, какие слова вы запомнили.
5. Игра «Доскажи словечко по смыслу и выложи звукобуквенный анализ слова».
Как – то вечером старушки. Пили чай и грызли …СУШКИ
6. Игра «Добавь слово по смыслу.»
Кашка-каска
На завтрак дали в тарелке каску или кашку?
У пожарных на голове железные кашка или каски?
Мишка-миска
Девочке купили плюшевого миску или мишку?
Собаке дали кашу в мишке или в миске?
Крыса-крыша
В доме протекает старая крыса или крыша?
Мы видели большую страшную с хвостом крышу или крысу?
7.Физкультминутка
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша (ходьба на месте 3 р.)
Са – са – са – голубые небеса (руки на поясе, к плечам, поднять вверх и встать на носочки.)
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу, (руки перед собой, движения пальчиками имитация.)
Су – су – су – и водички принесу (наклоны вправо, влево.)
Ши – ши – ши – наши детки хороши, (прыжки на месте.)
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы, (приседания, спрятать носы.)
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки. ( хлопки перед собой.)
Выполнение движений в соответствии с текстом.
8.Повторение скороговорок с постепенным ускорением темпа.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша любит сушки, а Соня - ватрушки.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Сшила Саша Соне шапку.
9. Повторение пословиц и поговорок.
Поспешишь – людей насмешишь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Меньше слов, да больше дела.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не спеши языком, а спеши делом.
Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.
10. Пальчиковая игра «Шарик»
Я надул упругий шарик-с-с-с,
-пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками: придать пальцам положение в виде мячика надули шарик;
Укусил его комарик
Лопнул шарик ш-ш-ш – не беда,
-пальцы возвращаются в исходное положение.
Новый шар надую я.
Ш-с-ш-с. А сейчас мы вместе с вами изобразим шарик на листе бумаги.
Апликация. «Воздушный шарик»
Перед вами силует шарика, нарисованный на листе бумаги и разрезанные квадраты из салфеток. Вам нужно из каждого квадрата скатать шарик и наклеить на силует шара. Для этого берем квадратную салфетку сминаем и катаем шарики. На контур шарика наносим клей и раскладываем шарики, сильно прижимая к листу картона. Шарик готов, а теперь вспомним когда мы надували шарик, какой звук произносили - с-с-с , а когда он лопнул шарик -ш-ш-ш.