+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Дифференциация звуков [С] — [Ш]

Автор: Аксянова Альфия Резвановна

Конспект фронтального логопедического занятия  Аксяновой  А.Р.  на тему: «Дифференциация звуков [С] — [Ш].»

Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях.

Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи.

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] - [Ш], закрепление правильного произношения их в речи. Совершенствовать навык определения первого звука в слове и соотнесение его с буквой, звукобуквенного анализа слов, грамматического строя, умение подбирать слова-паронимы по смыслу предложения.

 

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного внимания, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением, фонематических представлений,  упражнять в  правильном дыхании, памяти, мышления.

 

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.



Оборудование.

Магнитная доска, мольберт, грамзапись  «Шум леса», магнитные пособия: глухой звук,синие и зеленые магниты, буквы С, Ш, картинки (шапка, стул, шуба, сок, самовар, сушки, сом, шляпа, шкаф, сапоги, сумка), картинки слова-паронимы (каска-кашка, мишка-миска, крыса-крыша), индивидуальные пеналы для лексико-грамматических занятий, напечатанное слово СУШКИ на формате А4, мяч, силуеты  шаров из цветной бумаги  и разрезанные квадраты из бумажных салфеток, клей ПВА,  кисточки на каждого ребенка.



 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

1.      Оргмомент.

Послушайте запись,  скажите, что вы услышали? (шум леса)

-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).

Подул  ветер: с-с-с- закачались  ветки деревьев ( машем кистями рук)

 Ш-Ш-Ш-Ш - зашелестели листья  (быстро, быстро шевелим пальчиками).

С-С-С - закачались ветки деревьев,  Ш-Ш-Ш - зашелестели листья. (С-Ш.)

Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки  (расслабились).

2. Сообщение темы занятия.

 Подул  ветер- холодная струя воздуха (С-С-С-С)

 Шумит  листва – теплая струя воздуха  (Ш-Ш-Ш)

Как вы  наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С - Ш”.

 

3. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

А сейчас, вспомним, какое положение занимают губы, язык при произнесении звука “С”.

Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. Бывает твердый и мягкий. (Логопед вывешивает на мольберт на магните букву [с]  , изображение глухого звука и 2 магнита: синий и зеленый.)

Стихотворение про звук [с]:

 Язык широкий ниже.

Кончик к нижним зубкам – ближе:

Посередине языка - струйка воздуха.

Улыбнись и просвисти,

Звук [ с-с-с ] произнеси!

Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая. Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. Звук [Ш] всегда твёрдый. (Логопед вывешивает на мольберт на магните букву Ш, изображение глухого звука и 1 магнит: синий)

Стихотворение про звук “Ш”:

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

Теплой струйкой мы подуем,

Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.

 

 4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Стрелочка вверх обозначает звук [ш], а вниз - звук [с].

 Называю звук, а вы должны будете стрелкой показать местоположение звука.

Слоги:  са-ша, су-шу, со-шо, аш-ас, ош-ос, уш-ус.

Слова: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки, сушки.

- А теперь скажите, какие слова вы запомнили.

 

 

5. Игра «Доскажи словечко по смыслу и выложи звукобуквенный анализ слова». 

 

Как – то вечером старушки. Пили чай и грызли …СУШКИ

 

 

 

6. Игра «Добавь слово по смыслу.» 

 

Кашка-каска

На завтрак дали в тарелке каску или кашку?

У пожарных на голове железные кашка или каски?

Мишка-миска

Девочке купили плюшевого миску или мишку?

Собаке дали кашу в мишке или в миске?

Крыса-крыша

В доме протекает старая крыса или крыша?

Мы видели большую страшную с хвостом крышу или крысу?

 

7.Физкультминутка

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша  (ходьба на месте 3 р.)

Са – са – са –  голубые небеса       (руки на поясе, к плечам, поднять  вверх и встать на носочки.)

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу, (руки перед собой, движения пальчиками имитация.)

Су – су – су – и водички принесу (наклоны вправо, влево.)

Ши – ши – ши – наши детки хороши, (прыжки на месте.)

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы, (приседания,  спрятать носы.)

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки. ( хлопки перед собой.)

Выполнение движений в соответствии с текстом.

8.Повторение скороговорок с постепенным ускорением темпа.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша любит сушки, а Соня - ватрушки.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сшила Саша  Соне шапку.

 

9. Повторение пословиц и поговорок.

Поспешишь – людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Меньше слов, да больше дела.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не спеши языком, а спеши делом.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

 

 

10. Пальчиковая игра  «Шарик»

Я надул упругий шарик-с-с-с,

-пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками:  придать пальцам положение в виде мячика  надули шарик;

Укусил его комарик

Лопнул шарик ш-ш-ш – не беда,

-пальцы возвращаются в исходное положение.

Новый шар надую я.

Ш-с-ш-с. А сейчас мы вместе с вами изобразим шарик на листе бумаги.

 

 Апликация. «Воздушный шарик»

Перед вами силует шарика,  нарисованный  на листе бумаги и разрезанные квадраты из салфеток. Вам нужно из каждого квадрата скатать шарик и наклеить  на  силует шара. Для этого берем  квадратную салфетку сминаем и катаем шарики. На контур шарика наносим клей и раскладываем шарики, сильно прижимая к листу картона.  Шарик готов, а теперь вспомним когда  мы надували шарик, какой звук произносили - с-с-с , а когда он лопнул шарик  -ш-ш-ш.