+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методические рекомендации к подготовке и оформлению мастер-класса

Автор: Овсянникова Ольга Юрьевна

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА

Данное пособие разработано с целью оказания методической и информационной помощи педагогам дополнительного образования с использованием материалов социальной сети работников образования https://nsportal.ru/ и обобщением собственного опыта работы.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из таких форм является мастер-класс.

Что означает понятия «Мастер-класс», «Мастер»?

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

Мастер-класс – технология трансляции педагогического опыта, одна из форм эффективного профессионального активного обучения, главным звеном которой является прямая демонстрация оригинальных практических методов и приемов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства (возможно авторской программы) при активном взаимодействии всех участников мастер-класса.

Данное понятие  можно рассматривать с разных точек зрения, но всегда соблюдается единый принцип «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

М.М. Поташник (член-корреспондент Российской академии образования) характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера.

То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

ü квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

ü руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;

ü человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

ü специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Для нас, педагогов, наиболее характерными являются последние два определения. 

На основании всего вышесказанного, предлагаю сформулировать общую цель мастер-класса – знакомство с авторскими наработками педагога-мастера,  освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.

При подготовке Мастер-класса важно определить, на какую целевую аудиторию он проводится. Предлагаю остановиться на трех:

ü дети (подростки);

ü население;

ü педагогическое сообщество.

Соответственно, и цели проведения для каждой группы будут разные.

Например, при проведении мастер-класса для детей (подростков), основная цель будет – побудить к творчеству (спорту и т.п.), разбудить в них то, что скрыто даже от них самих, понять и устранить то, что мешает саморазвитию. А при проведении мастер-класса для населения, целью будет являться организация досуга, рекламная акция товара, услуг и т.п. Для педагогического сообщества целью будет получить новую (уникальную) методику (технологию), которая успешно внедрялась (использовалась) с целью повышения профессиональной компетенции, а так же возможного внедрения в собственную деятельность.

Таким образом, форма организации передачи авторских знаний одна, но цели, в зависимости от выбранной категории населения, будут разные.

Мы уже говорили, что знания передает Мастер, а теперь давайте определим, какими качествами и умениями должен обладать педагог-мастер:

1.      способность к импровизации, т.е. умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

2.      психологическая устойчивость, т.е. это умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности и т.п.;

3.      психологическая зоркость, т.е. психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

4.      чувство времени;

5.      умение воздействовать на аудиторию, т.е. это способность держать зал, наблюдать за поведением участников, коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию, отсутствие критических замечаний в адрес         участников, заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь и т.п.

Какие требования предъявляются к мастер-классу?

ü организационные;

ü структурные;

ü содержательные;

ü сценические.

Предлагаю остановиться на них подробнее.

Организационные требования (организация мастер-класса)

Это очень важный этап, требующий тщательного продумывания. Мы уже определили целевую аудиторию участников, определили количество участников, как правило, это работа в малых группах (7-15 человек). Определяем место проведения мастер-класса, участникам должно быть удобно работать в созданном мастером пространстве, их расположение также влияет на эффективность мастер-класса.

От правильно выбранного материала для проведения мастер-класса зависит зрелищность и эффективность. Как транслируемый материал, так и используемый материал (реквизит, оборудование) должны выражать инновационные идеи, культуру презентации идеи.

По продолжительности может быть до 3-х часов или до 2-3 дней (серия мастер-классов).

Структурные требования (структура мастер-класса)

Прежде всего, нужно подумать над необычным началом мастер-класса, индуктором. Что запустит мастер-класс? Что сможет замотивировать всех участников мастер-класса с первой минуты?

Составляя индуктор, нужно соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Это может быть определенная проблемная ситуация.

Затем определяем и ставим педагогическую проблему. Помним, что педагогическая проблема вытекает из индуктора и весь мастер-класс, все приемы, методы и технологии должны быть направлены на ее решение. Каждый комментарий к транслируемому приему должен подчеркивать  способность к решению проблемы.

А теперь давайте этот теоретический материал рассмотрим на примере. Предположим, мы будем проводить мастер-класс на тему «Танец как здоровьесберегающая технология». А начнем мы его с загадки о здоровье (она будет являться индуктором) «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье). Далее мы должны определить педагогическую проблему, здесь можно провести аналогию с понятием «усталость» (школьника после учебы) как одним из разрушающих здоровье факторов и подводится обсуждение проблемы к решению ее через занятия танцами (постановка педагогической проблемы).

Так же необычным началом может стать и историческая справка, то есть, все, что с первых минут заинтересует участников, вызовет нужные чувства и эмоции.

Организация самой работы, здесь понимается сам представляемый метод (технология) с получением ожидаемого продукта, результата.

Подведение результатов, рефлексия. Это последний и обязательный этап. Это дискуссия по результатам совместной деятельности, отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Содержательные требования (требования к содержанию мастер-класса)

ü  Практическая демонстрация приема (метода, технологии) с обязательными комментариями.

ü  Надпредметность, т.е. материал, представляемый на мастер-классе должен выходить за узкие рамки своего предмета. Приемы и методы, демонстрируемые в рамках мастер-класса участники должны иметь возможность переложить на свою деятельность. Предположим, педагог-мастер в ходе проведения мастер-класса использует беседу, дискуссию (словесный метод), активно пользуется аудио-видио материалом, а возможно, использует частично-поисковый метод (эвристический), где участники мастер-класса должны поучаствовать в поиске решения проблемы. В этом случае демонстрируемые методы и приемы можно использовать и на других предметах, в других сферах деятельности.

ü  Практическая направленность. Мастер-класс в отличие от семинара или лекции должен состоять из практических действий Мастера и участников. Каждый участник должен понимать, где в дальнейшем он может использовать полученные знания и опыт.

ü  Видимая результативность. В итоге мастер-класса участники должны увидеть результат деятельности, а не только его процесс.

Сценические требования

ü  Зрелищность. Мастер-класс – это не просто открытое занятие или его часть, не выступление на заданную тему, а главным образом демонстрация педагогических находок Мастера. Поэтому важно, чтобы предлагаемый материал был интересен в процессе демонстрации,  всем участникам.

ü  Четкая и правильная речь. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

ü  Не идентифицировать участников мастер-класса с детьми.  Не прекращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе не приемлема. Не давайте индивидуальную оценку участникам мастер-класса.

Подводя итог вышесказанного, предлагаю определить и закрепить критерии качества подготовки мастер-класса:

ü  Эксклюзивность;

ü   Прогрессивность;

ü   Технологичность;

ü    Интерактивность;

ü    Мотивированность участников;

ü    Проявление творческой активности;

ü    Оптимальность;

ü     Профессионально-личностные качества педагога-мастера.

А так же сформулировать типичные ошибки при проведении мастер-класса:

ü  Отсутствие комментария к демонстрируемому приему;

ü  Нарушение временных рамок;

ü  Идентификация участников с детьми;

ü  Увлечение методикой частного предмета;

ü  Излишняя теоретизированность;

ü  Отсутствие анализа работ, выполненных участниками.

При подготовке мастер-класса Мастеру необходимо изготовить методический продукт (продукцию).

Виды методической продукции:

ü  Методические рекомендации;

ü  Методические разработки;

ü  Методическое пособие;

ü  Тематическая подборка материала;

ü  Инструктивно - методический плакат.

Предлагаю более подробно остановиться на первых трех: методическая разработка, методическое пособие, методические рекомендации. Что это? Как оформить? Каково содержание?

Методические рекомендации (разработка, пособие) – это  вспомогательная информация, определяющая пошаговый план выполнения задания, проведения мероприятия, изучения какой-либо темы.

Структура методических рекомендаций (разработки, пособия):

ü  Введение (постановка педагогической проблемы; справка из истории и т.п.);

ü  Цель мастер-класса;

ü  Задачи (обозначить, если есть необходимость);

ü   Материалы и инструменты;

ü   Порядок работы (пошагово, с описанием каждого действия, описание форм, методов, средств);

ü  Заключение (подведение итогов, вывод, рефлексия);

ü  Список литературы.

В заключении хочется сказать, что методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм, она не регламентируется приказами и распоряжениями Министерств и ведомств. Но всегда необходимо помнить, что мастер-класс – это двусторонний процесс и отношения «Мастер» и «участники» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения. Кроме того, в обязательном порядке должен соблюдаться принцип «Я знаю, как это делать. Я научу вас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать публикацию