Методические рекомендации к подготовке и оформлению мастер-класса
Автор: Овсянникова Ольга Юрьевна
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА
Данное пособие разработано с целью оказания методической и информационной помощи педагогам дополнительного образования с использованием материалов социальной сети работников образования https://nsportal.ru/ и обобщением собственного опыта работы.
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из таких форм является мастер-класс.
Что означает понятия «Мастер-класс», «Мастер»?
Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Мастер-класс – технология трансляции педагогического опыта, одна из форм эффективного профессионального активного обучения, главным звеном которой является прямая демонстрация оригинальных практических методов и приемов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства (возможно авторской программы) при активном взаимодействии всех участников мастер-класса.
Данное понятие можно рассматривать с разных точек зрения, но всегда соблюдается единый принцип «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
М.М. Поташник (член-корреспондент Российской академии образования) характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера.
То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
ü квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
ü руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области;
ü человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
ü специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Для нас, педагогов, наиболее характерными являются последние два определения.
На основании всего вышесказанного, предлагаю сформулировать общую цель мастер-класса – знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.
При подготовке Мастер-класса важно определить, на какую целевую аудиторию он проводится. Предлагаю остановиться на трех:
ü дети (подростки);
ü население;
ü педагогическое сообщество.
Соответственно, и цели проведения для каждой группы будут разные.
Например, при проведении мастер-класса для детей (подростков), основная цель будет – побудить к творчеству (спорту и т.п.), разбудить в них то, что скрыто даже от них самих, понять и устранить то, что мешает саморазвитию. А при проведении мастер-класса для населения, целью будет являться организация досуга, рекламная акция товара, услуг и т.п. Для педагогического сообщества целью будет получить новую (уникальную) методику (технологию), которая успешно внедрялась (использовалась) с целью повышения профессиональной компетенции, а так же возможного внедрения в собственную деятельность.
Таким образом, форма организации передачи авторских знаний одна, но цели, в зависимости от выбранной категории населения, будут разные.
Мы уже говорили, что знания передает Мастер, а теперь давайте определим, какими качествами и умениями должен обладать педагог-мастер:
1. способность к импровизации, т.е. умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
2. психологическая устойчивость, т.е. это умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности и т.п.;
3. психологическая зоркость, т.е. психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
4. чувство времени;
5. умение воздействовать на аудиторию, т.е. это способность держать зал, наблюдать за поведением участников, коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию, отсутствие критических замечаний в адрес участников, заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь и т.п.
Какие требования предъявляются к мастер-классу?
ü организационные;
ü структурные;
ü содержательные;
ü сценические.
Предлагаю остановиться на них подробнее.
Организационные требования (организация мастер-класса)
Это очень важный этап, требующий тщательного продумывания. Мы уже определили целевую аудиторию участников, определили количество участников, как правило, это работа в малых группах (7-15 человек). Определяем место проведения мастер-класса, участникам должно быть удобно работать в созданном мастером пространстве, их расположение также влияет на эффективность мастер-класса.
От правильно выбранного материала для проведения мастер-класса зависит зрелищность и эффективность. Как транслируемый материал, так и используемый материал (реквизит, оборудование) должны выражать инновационные идеи, культуру презентации идеи.
По продолжительности может быть до 3-х часов или до 2-3 дней (серия мастер-классов).
Структурные требования (структура мастер-класса)
Прежде всего, нужно подумать над необычным началом мастер-класса, индуктором. Что запустит мастер-класс? Что сможет замотивировать всех участников мастер-класса с первой минуты?
Составляя индуктор, нужно соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Это может быть определенная проблемная ситуация.
Затем определяем и ставим педагогическую проблему. Помним, что педагогическая проблема вытекает из индуктора и весь мастер-класс, все приемы, методы и технологии должны быть направлены на ее решение. Каждый комментарий к транслируемому приему должен подчеркивать способность к решению проблемы.
А теперь давайте этот теоретический материал рассмотрим на примере. Предположим, мы будем проводить мастер-класс на тему «Танец как здоровьесберегающая технология». А начнем мы его с загадки о здоровье (она будет являться индуктором) «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье). Далее мы должны определить педагогическую проблему, здесь можно провести аналогию с понятием «усталость» (школьника после учебы) как одним из разрушающих здоровье факторов и подводится обсуждение проблемы к решению ее через занятия танцами (постановка педагогической проблемы).
Так же необычным началом может стать и историческая справка, то есть, все, что с первых минут заинтересует участников, вызовет нужные чувства и эмоции.
Организация самой работы, здесь понимается сам представляемый метод (технология) с получением ожидаемого продукта, результата.
Подведение результатов, рефлексия. Это последний и обязательный этап. Это дискуссия по результатам совместной деятельности, отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.
Содержательные требования (требования к содержанию мастер-класса)
ü Практическая демонстрация приема (метода, технологии) с обязательными комментариями.
ü Надпредметность, т.е. материал, представляемый на мастер-классе должен выходить за узкие рамки своего предмета. Приемы и методы, демонстрируемые в рамках мастер-класса участники должны иметь возможность переложить на свою деятельность. Предположим, педагог-мастер в ходе проведения мастер-класса использует беседу, дискуссию (словесный метод), активно пользуется аудио-видио материалом, а возможно, использует частично-поисковый метод (эвристический), где участники мастер-класса должны поучаствовать в поиске решения проблемы. В этом случае демонстрируемые методы и приемы можно использовать и на других предметах, в других сферах деятельности.
ü Практическая направленность. Мастер-класс в отличие от семинара или лекции должен состоять из практических действий Мастера и участников. Каждый участник должен понимать, где в дальнейшем он может использовать полученные знания и опыт.
ü Видимая результативность. В итоге мастер-класса участники должны увидеть результат деятельности, а не только его процесс.
Сценические требования
ü Зрелищность. Мастер-класс – это не просто открытое занятие или его часть, не выступление на заданную тему, а главным образом демонстрация педагогических находок Мастера. Поэтому важно, чтобы предлагаемый материал был интересен в процессе демонстрации, всем участникам.
ü Четкая и правильная речь. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
ü Не идентифицировать участников мастер-класса с детьми. Не прекращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе не приемлема. Не давайте индивидуальную оценку участникам мастер-класса.
Подводя итог вышесказанного, предлагаю определить и закрепить критерии качества подготовки мастер-класса:
ü Эксклюзивность;
ü Прогрессивность;
ü Технологичность;
ü Интерактивность;
ü Мотивированность участников;
ü Проявление творческой активности;
ü Оптимальность;
ü Профессионально-личностные качества педагога-мастера.
А так же сформулировать типичные ошибки при проведении мастер-класса:
ü Отсутствие комментария к демонстрируемому приему;
ü Нарушение временных рамок;
ü Идентификация участников с детьми;
ü Увлечение методикой частного предмета;
ü Излишняя теоретизированность;
ü Отсутствие анализа работ, выполненных участниками.
При подготовке мастер-класса Мастеру необходимо изготовить методический продукт (продукцию).
Виды методической продукции:
ü Методические рекомендации;
ü Методические разработки;
ü Методическое пособие;
ü Тематическая подборка материала;
ü Инструктивно - методический плакат.
Предлагаю более подробно остановиться на первых трех: методическая разработка, методическое пособие, методические рекомендации. Что это? Как оформить? Каково содержание?
Методические рекомендации (разработка, пособие) – это вспомогательная информация, определяющая пошаговый план выполнения задания, проведения мероприятия, изучения какой-либо темы.
Структура методических рекомендаций (разработки, пособия):
ü Введение (постановка педагогической проблемы; справка из истории и т.п.);
ü Цель мастер-класса;
ü Задачи (обозначить, если есть необходимость);
ü Материалы и инструменты;
ü Порядок работы (пошагово, с описанием каждого действия, описание форм, методов, средств);
ü Заключение (подведение итогов, вывод, рефлексия);
ü Список литературы.
В заключении хочется сказать, что методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм, она не регламентируется приказами и распоряжениями Министерств и ведомств. Но всегда необходимо помнить, что мастер-класс – это двусторонний процесс и отношения «Мастер» и «участники» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения. Кроме того, в обязательном порядке должен соблюдаться принцип «Я знаю, как это делать. Я научу вас»