+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Педагогическое руководство игровой деятельностью ребенка

Автор: Авдеева Любовь Павловна

Воспитание детей раннего и дошкольного возраста представляет собой единый процесс. Содержание и методы его изменяются в соответствии с возросшими психическими и физическими возможностями детей. За первые годы ребенок проходит большой и сложный путь развития. В этот период в игре дети учатся договариваться друг с другом о совместных действиях, о распределении ролей, подборе игрушек.

Под воздействием развивающих игр может происходить изменение личности и психики ребенка. Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Игра, придуманная самими детьми,- это отражение жизни. Действия, производимые детьми в играх, обретают реальность: если они играют с куклами, зайками, мишками, то искренне переживают, заботятся о них. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он- ненастоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей.

Дети в играх исполняют роль актеров, режиссеров, декораторов. К своим ролям они не готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, приветствуя импровизацию. В играх дети проявляют и самостоятельность, и коллективное творчество. Это проявляется в том, что в игре у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Организуя игру, дети устанавливают свои строгие правила, учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре. Педагог должен стараться сосредоточить внимание играющих детей на общности чувств и действий, установлении справедливости в игре.

Качество, сформулированное в игре, влияет на поведение ребенка, на совершенствование старых и приобретение новых навыков. Те знания, который ребенок получает с помощью взрослых дома, на проулках, в детском саду, являются хорошим средством умственного воспитания. Полученные знания дети применяют на практике во время игры: воспроизводят события из жизни, эпизоды из сказок, воплощают свои размышления над тем, что видели, что им читали взрослые.

Работа воображения в игре связана с поиском средств для воплощения задуманного. Например, если «открыть магазин» в игровой ситуации, то для этого надо подобрать ассортимент товаров; для игры в «парикмахера»-открыть салон, приобрести для этого инструменты: расчески, фены, ножницы. Так дети узнают все детали обыгрываемой роли, так у них развиваются творческие и аналитические способности.

Имея хорошие условия, полноценное питание, но, не проводя подвижных или каких-либо других игр, ребенок не развивается. Играя в те или иные игры, ребенок,  прежде всего трудится. Так прививается уважение к любой профессии, к каждому занятию взрослых. Взрослые обучают детей справедливо разрешать спорные вопросы, воспитывать в них моральные качества.

Развивающие игры могут быть связаны с художественным творчеством: рисованием, конструированием, лепкой. Такие виды художественной деятельности имеют общую тему в игре и в рисунках. Есть игры, в которых дети пляшут, поют, читают потешки, прибаутки. Вообще малые формы фольклора необходимо очень активно использовать в занятиях со своими возрастными группами.

Воспитание детей в игре – это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр-это быт, семья, школа праздники. Роли в играх могут быть одинаковыми, но играть дети будут их по-разному. Подход к роли у каждого ребенка индивидуален. Мальчики обычно играют в «войну», а девочки-в «дочки-матери». Наблюдая за детьми во время игры,  воспитатель судит о взаимоотношениях в их семье.

Наблюдения педагогов показывают, что выбор игры ребенком определяется его впечатлениями, его знакомством с другими близкими людьми, с друзьями. И взрослый предлагает тот сюжет  в игре, который ребенку больше нравится. Чтобы ребенок был действительно заинтересован игрой, чтобы она не была малосодержательной, ему читают сказки, интересные книги, посещают с детьми кукольные спектакли, ходят на выставки изобразительного искусства.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка очень велико. Дети подражают героям книг, воплощают их действия в игре. Разными приемами взрослые воссоздают в памяти детей отрывки из увиденного спектакля, сюжет из прочитанной книги и обыгрывают эти моменты в играх. Наводящими вопросами педагог подсказывает детям тему игры, ставит им определенную цель. Например, слушая сказку про Айболита, имея личный опыт, они будут лечить не кукол, а зверей, которые заболели.

В каждой возрастной группе детей есть свои особенности, отличия. Детям младшего возраста педагог организует игру, вместе с ними играет, прививает им навыки общения друг с другом. Дети старших групп более самостоятельны в игре, но руководство взрослого тоже не менее важно. Воспитатель же в свою очередь старается в играх всеми доступными ему методами подвести ребенка к тому, чтобы он умел трудиться. Важно помнить, что у детей дошкольного возраста обострено самолюбие, поэтому взрослым стоит следить, чтобы оно не переросло тщеславие. Многие дети очень любят играть группами. Таким образом в детях воспитывается коллективизм. Но иногда ребенку хочется одному побыть с любимой игрушкой, поиграть в кукольном уголке. Если педагог умело руководит играми и занятиями детей, вероятность благополучного разрешения конфликтов высока.

Дети всех возрастных групп всегда увлеченно занимаются строительным материалом. Он может быть разного вида, разных форм, величин. Из такого материала  дети создают и машины, и башни, и дорогу, и дом, и многое другое. Задача педагога в этот момент-направить мысли детей на правильный выбор сюжета. В этих занятиях дети проявляют активность, самостоятельность, расширяют свои познания в области строительства.

Маленькие дети почти всегда имеют одинаковый набор игрушек, т.к. их разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на замысле игры. Дети старшего возраста хорошо играют с различным количеством игрушек. Это могут быть игрушки-животные, игрушки, передающие образ героя мультфильма или сказки. Набор игрушек, предлагаемый для занятия, должен побуждать ребенка проявить добрые чувства. Иногда игрушки могут надоедать, в подобном случае их следует менять на новые. Воспитатель должен не только научить детей играть с ними, но и уметь их убирать, беречь.

Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строя сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение. Хорошие организаторские способности детей и педагога позволят воплотить любые замыслы. Любая развивающая игра имеют свои побудительные мотивы и способы действия. Все игры для детей разрабатываются с учетом игрового материала и правил игры.

Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, педагогом ставится цель игры, которая включает в свою очередь два аспекта:

1)воспитательный, т.е. чему игра может научить ребенка;

2)познавательный, который подразумевает объем информации и форму ее подачи.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не просто как передача навыков, а как развитие способностей ребенка. Важной особенностью любой игры являются строгие игровые правила. Правила игры вносят в сознание детей ее замысел, сами игровые действия и обучающую задачу. Замысел игры основывается на привлекательности предмета и способе получить этот предмет в свои руки. В свою очередь этот замысел ребенок реализует в игровых действиях. Воспитатель предлагает одной группе детей что-то найти, другой-выполнить какие-то движения, третьей-обменяться предметами.

Правила игры могут быть двух видов: правила действии и правила общения. В первом случае можно загадать предмет, изображенный на картинке. А правилами общения в этом случае будут: нельзя подсказывать, нельзя перебивать, надо уметь играть по правилам, которые предлагает воспитатель. Дети прилагают много усилий, чтобы выполнить оба правила игры. Именно это в итоге делает игру увлекательной, полезной для развития ребенка. Игровой материал также является необходимым атрибутом: он нужен для продуктивного обучения и развития детей. Чтобы игра была увлекательной, взрослый своими действиями и эмоциональным настроем организует и направляет ее. При знакомстве с новой игрой это является важным аргументом. В подобных играх педагог становится организатором, и участником.

В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т.д. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре, чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанным с жизненными ситуациями. Во время игры воспитателю не следует проявлять большую активность, его задача состоит лишь в наблюдении за ее ходом.

Итак, развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Правила поведения вне игры плохо усваиваются детьми, тогда как во время игры хорошо управляют своими действиями. Дети обязаны точно соблюдать условия игры, чтобы воспитатель остался доволен, и сверстники признали эти действия в игре правильными.