Методическая разработка урока окружающего мира
Автор: Харламова Людмила Михайловна
Методическая разработка урока по окружающему миру
Класс 3В
УМК «Перспектива»
Тема урока: Побываем в гостях: жилища разных народов мира
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых народами России
Задачи:
Образовательные:
-формировать знания о разнообразии, основном устройстве жилищ разных народов;
-формировать умение работать с учебным материалом, выделять главное, делать выводы по результатам, устанавливать причинно – следственные связи
Развивающие:
-развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;
-развитие умений классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитание умений учебного сотрудничества; коммуникативной культуры, умения работать в группе, чувства взаимопомощи, поддержки
Планируемые результаты урока:
К концу урока учащиеся осознают важность того, что необходимо уважать, ценить и сохранять культурное разнообразие на примере жилищ разных народов России.
Предметные:
познакомятся с понятиями: «юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка и др.;
узнают о сложных взаимоотношениях и связях природных объектов;
расширят представления о видах, устройстве и свойствах различных жилищ.
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание «Я» как гражданина России, готового беречь и сохранять природные богатства нашей Родины);
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования границ собственного знания и «незнания».
Познавательные УУД:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.
Ход урока
1. Организация класса.
- В начале урока я хочу предложить вам упражнение «Звездопад».
Закройте глаза. Представьте зимнее звёздное небо. Вдруг одна звезда оторвалась и полетела вниз. А значит можно загадать желание. Загадайте, каким вы хотели бы видеть наш урок? Откройте глаза. Поделитесь. (интересным, познавательным, добрым, насыщенным, продуктивным, полезным, дружным, спокойным)
- При каких условиях урок будет полезным и познавательным?
(Если все будут работать дружно, будут внимательными)
- Я вам желаю успехов и новых знаний.
2. Самоопределение к деятельности
2 СЛАЙД «Пословица»
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Мир освещается солнцем, а человек - знанием!
– Как понимаете значение пословицы?
- Весь мир светлый, радостный, позитивный и яркий от солнца, а каждый из вас может быть ярким и интересным человеком от знаний.
- Сегодня вы получите возможность пополнить свой багаж знаний на уроке окружающего мира. А тема урока на доске.
3. СЛАЙД ТЕМА: ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ.
- Откройте учебники на стр. 16
- Куда обычно ходят в гости?
3. Этап постановки проблемы.
А мы с вами отправимся в необычное путешествие и побываем в старинных жилищах некоторых народов России. Что отправляясь в гости надо помнить?
- Об обычаях гостеприимства нам прочтёт ВИТЯ. (стр. 16, со второго абзаца)
- В каких формах проявляется гостеприимство? (встречают и провожают гостя, садят на почётное место)
- А как гости должны себя вести?
- От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни.
- На уроке попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов нашей страны.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ
- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севера на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей. Ведь не зря на Руси появилась пословица:
«Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца».
- И в нашей школе учатся дети самых разных национальностей.
4. Постановка проблемы.
- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Выполните задание: соедините каждую народность с его традиционным жилищем.
Работа в парах. (1 минута)
СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ
- Проверим выполнение. (Разные ответы)
- Разные ответы. Значит возникла проблема.
- Какие задачи на уроке нужно решить, чтобы правильно ответить на вопрос?
5. Постановка целей и задач урока
- Итак, цели нашего урока:
СЛАЙД: ЦЕЛИ УРОКА
– Узнать, как называется и как устроено традиционное жилище у разных народов нашей страны.
- К концу урока вы узнаете и поймёте, почему важно сохранять, уважать и ценить культуру разных народностей нашей страны.
4. Этап открытия нового знания
- Кто нам может помочь в решении проблемы? (ответы детей)
- Откройте учебник на стр.18.
- Теперь используя учебник: выполните задание, которое вызвало затруднение на листочках в парах.
СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ (ответы)
- Вы узнали, как называется традиционное жилище у разных народов
- А как устроены эти жилища? (Затруднение)
1) Предлагаю отправиться в гости к нашим соседям бурятам в БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)
- Найдите на картинке человека в национальной одежде бурят и его жилище.
- Как называется жилище бурят? Про юрту нам расскажет Ангелина.
2) Рассказ Коптева Ангелина
СЛАЙД: КАРКАС ЮРТЫ
Для ЮРТЫ свойственна простота сборки и разборки, компактность, лёгкость, устойчивость при ветровых нагрузках, сохранность температуры внутри и, что немаловажно, долговечность.
Материалом для каркаса служили специально обработанные тонкие берёзовые, а иногда и ивовые бруски, скреплённые сыромятными ремешками. А вот изготовление стен, светодымового круга и кровельных жердей требовали определённых знаний и мастерства. Затем собранный и связанный остов покрывался самокатной войлочной покрышкой, состоящей из кусков разного размера. Ставилась юрта всегда на доступном солнцу месте. Это потому, что вся хозяйственно-бытовая жизнь бурят связана была и есть с круговоротом солнца в природе.
3) Вопросы по восприятию текста
- В чём преимущество такого жилища? (разбирается, можно переносить на другое место, лёгкая, устойчивая при ветрах)
- О каком материале идёт речь: «самокатная войлочная покрышка»?
4) Я предлагаю поближе узнать и ощутить её прочность. Найдите на столах кусочки этого материала.
- На что похож войлок? (валенки, стельки, обшивка помещений)
- Как думаете тепло в такой юрте?
СЛАЙД: ЮРТА СНАРУЖИ
- Ребята, а как вы думаете, как там внутри? (ответы)
СЛАЙД: ЮРТА ВНУТРИ
- Похоже внутреннее убранство на убранство наших домов и квартир?
5) А сейчас мы с вами попадём в Чукотский автономный округ.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)
- Как называется народ в этой части России?
- Найдите на стр. 18 учебника фотографию с изображением жилища чукчей и коряков. Как оно называется?
СЛАЙД: ЯРАНГА и ЮРТА
- Сравните ярангу и юрту снаружи. Они похожи?
- Принцип сборки яранги такой же, как у юрты
- Остов покрывали оленьими шкурами, которые снаружи придавливали грузом, чтобы уберечь ярангу от порывистых ветров.
Вход в жилище устраивали обычно с восточной или северо-восточной стороны. Согласно поверьям, эта сторона была наполнена жизненной силой.
- А можете сказать, чем различаются яранга и юрта?
(Покрывались разным материалом)
- А почему материал был разный?
- В Бурятии люди разводят скот: овец, коз. А значит, самый распространённый материал - войлок, который катают из шерсти животного. А на Чукотке развито оленеводство. Поэтому другого материала у них нет, только оленьи шкуры.
- Значит какой вывод напрашивается?
Люди приспосабливаются к тому, что вокруг, рядом, к тому, что доступно.
- Ребята, а там внутри яранги тепло?
- Давайте зайдём.
СЛАЙД: ЯРАНГА ВНУТРИ
- Ваши ожидания оправдались? Тепло?
- А что сохраняет тепло? (ответы)
- Послушаем Олю.
6) Рассказ Рубанковой Ольги
- Яранга имеет двухкамерную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего пологов, сшитых из оленьих шкур и натянутых на каркас из жердей. Внутри находится примитивный очаг. Тепло от очага и от человеческих тел сохраняется очень бережно, без крайней необходимости из яранги не выходят. Температура, в разных жилищах этого типа колеблется от +10 до +40 градусов.
- А мы с вами видели и имеем унты из оленьих шкур, встречаются шапки.
7) А теперь мы в Ханты-Мансийском автономном округе. Это таёжные жители. Тоже наши соседи.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)
- Прочтите самостоятельно в парах первый абзац на страницах. 16 -17.
(2 минуты)
8) Вопросы по восприятию:
- Как называют таёжных жителей? (ханты и манси).
- Какой основной промысел у этих народов? (охота и рыболовство)
- Назовите жилища этих людей.
- Почему их несколько?
- А вам приходилось строить шалаш? (Вот видите, мы все когда-нибудь да строили шалаш, в детстве, когда играли)
- А из чего вы его строили? Из какого материала?
- А можно было жить в шалаше зимой, ведь всё таки это тайга, Сибирь?
_ Поэтому зимой ставили ЧУМ.
СЛАЙД ЧУМ
- Ребята, а чум построить легко?
- Вы бы смогли построить настоящий чум?
- Давайте построим. Что для этого нужно? (жерди, шкуры, верёвки)
- Работать будем в парах.