+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методическая разработка урока окружающего мира

Автор: Харламова Людмила Михайловна

Методическая разработка урока по окружающему миру

Класс

УМК «Перспектива»

Тема урока: Побываем в гостях: жилища разных народов мира

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых народами России

Задачи:

Образовательные:

-формировать знания о разнообразии, основном устройстве жилищ разных народов;

-формировать умение работать с учебным материалом, выделять главное, делать выводы по результатам, устанавливать причинно – следственные связи

Развивающие:

-развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;

-развитие умений классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

-воспитание умений учебного сотрудничества; коммуникативной культуры, умения работать в группе, чувства взаимопомощи, поддержки

 

Планируемые результаты урока:

К концу урока учащиеся осознают важность того, что необходимо уважать, ценить и сохранять культурное разнообразие на примере жилищ разных народов России.

Предметные:

познакомятся с понятиями: «юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка и др.;

узнают о сложных взаимоотношениях и связях природных объектов;

расширят представления о видах, устройстве и свойствах различных жилищ.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание «Я» как гражданина России, готового беречь и сохранять природные богатства нашей Родины);

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования границ собственного знания и «незнания».

Познавательные УУД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;           

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.

 

Ход урока

1.     Организация класса.

- В начале урока я хочу предложить вам упражнение «Звездопад».

Закройте глаза. Представьте зимнее звёздное небо. Вдруг одна звезда оторвалась и полетела вниз. А значит можно загадать желание. Загадайте, каким вы хотели бы видеть  наш урок? Откройте глаза. Поделитесь.  (интересным, познавательным, добрым, насыщенным, продуктивным, полезным, дружным, спокойным)

- При каких условиях урок будет полезным и познавательным?

(Если все будут работать дружно, будут внимательными)

- Я вам желаю успехов и новых знаний.

2.     Самоопределение к деятельности

 

 2  СЛАЙД «Пословица»

- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Мир освещается солнцем, а человек - знанием!

– Как понимаете значение пословицы?

- Весь мир светлый, радостный, позитивный и яркий от солнца, а каждый из вас может быть ярким и интересным человеком от знаний.

- Сегодня вы получите возможность пополнить свой багаж знаний на уроке окружающего мира.  А тема урока на доске.

3.  СЛАЙД   ТЕМА: ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ.

-  Откройте учебники на стр. 16

- Куда обычно ходят в гости?

3.     Этап постановки проблемы.

А мы с вами отправимся в необычное путешествие и побываем в старинных жилищах некоторых народов России. Что отправляясь в гости надо помнить?

 

- Об обычаях гостеприимства нам прочтёт ВИТЯ. (стр. 16, со второго абзаца)

 

- В каких формах проявляется гостеприимство? (встречают и провожают гостя, садят на почётное место)

 

- А как гости должны себя вести?

-  От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни.

- На уроке попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов нашей страны.

 

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ

- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севера на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей. Ведь не зря на Руси появилась пословица:

«Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца».

- И в нашей школе учатся дети самых разных национальностей.

4. Постановка проблемы.

 

- У вас на партах лежат карточки с заданиями.  Выполните задание: соедините каждую народность с его традиционным жилищем. 

Работа в парах. (1 минута)

СЛАЙД:  СОЕДИНИ КАРТИНКИ

 

- Проверим выполнение.  (Разные ответы)

- Разные ответы. Значит возникла проблема.

- Какие задачи на уроке нужно решить, чтобы правильно ответить на вопрос?

5. Постановка целей и задач урока

- Итак, цели нашего урока:

СЛАЙД:  ЦЕЛИ УРОКА

 

– Узнать, как называется и как устроено традиционное жилище у разных народов нашей страны.

- К концу урока вы узнаете и  поймёте, почему важно сохранять, уважать и ценить культуру разных народностей нашей страны.

 

4. Этап открытия нового знания

- Кто нам может помочь в решении проблемы? (ответы детей)

 

- Откройте учебник на стр.18.

- Теперь используя учебник: выполните задание, которое вызвало затруднение на листочках в парах.

 

СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ (ответы)

 

- Вы узнали, как называется традиционное жилище у разных народов

- А как устроены эти жилища? (Затруднение)

 

1)    Предлагаю отправиться в гости к нашим соседям бурятам в БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ.

 

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ  (показываю)

- Найдите на картинке человека в национальной одежде бурят и его жилище.

- Как называется жилище бурят? Про юрту нам расскажет Ангелина.

2) Рассказ  Коптева Ангелина

СЛАЙД:   КАРКАС ЮРТЫ

 

       Для ЮРТЫ свойственна простота сборки и разборки, компактность, лёгкость, устойчивость при ветровых нагрузках, сохранность температуры внутри и, что немаловажно, долговечность.

      Материалом для каркаса служили специально обработанные тонкие берёзовые, а иногда и ивовые бруски, скреплённые сыромятными ремешками. А вот изготовление стен, светодымового круга и кровельных жердей требовали определённых знаний и мастерства. Затем собранный и связанный остов покрывался самокатной войлочной покрышкой, состоящей из кусков разного размера. Ставилась юрта всегда на доступном солнцу месте. Это потому, что вся хозяйственно-бытовая жизнь бурят связана была и есть с круговоротом солнца в природе.

 

3) Вопросы по восприятию текста

- В чём преимущество такого жилища? (разбирается, можно переносить на другое место, лёгкая, устойчивая при ветрах)

- О каком материале идёт речь: «самокатная войлочная покрышка»?

 

4) Я предлагаю поближе узнать и ощутить её прочность. Найдите на столах кусочки этого материала.

 - На что похож войлок? (валенки, стельки, обшивка помещений)

- Как думаете тепло в такой юрте?

 

СЛАЙД:   ЮРТА СНАРУЖИ

 -  Ребята, а как вы думаете, как там  внутри? (ответы)

СЛАЙД: ЮРТА ВНУТРИ

- Похоже внутреннее убранство на убранство наших домов и квартир?

 

5)   А сейчас мы с вами попадём в Чукотский автономный округ.

СЛАЙД:  КАРТА РОССИИ (показываю)

- Как называется народ в этой части России?

- Найдите на стр. 18 учебника фотографию с изображением жилища чукчей и коряков. Как оно называется?

СЛАЙД: ЯРАНГА и ЮРТА

 

- Сравните ярангу и юрту снаружи. Они похожи?

- Принцип сборки яранги такой же, как у юрты

- Остов покрывали оленьими шкурами, которые снаружи придавливали грузом, чтобы уберечь ярангу от порывистых ветров.
Вход в жилище устраивали обычно с восточной или северо-восточной стороны. Согласно поверьям, эта сторона была наполнена жизненной силой
.

 - А можете сказать, чем различаются яранга и юрта?

(Покрывались разным материалом)

 

- А почему материал был разный?

- В Бурятии люди разводят скот: овец, коз. А значит, самый распространённый материал - войлок, который катают из шерсти животного. А на Чукотке развито оленеводство. Поэтому другого материала у них нет, только оленьи шкуры.

 

- Значит какой вывод напрашивается?

Люди приспосабливаются к тому, что вокруг, рядом, к тому, что доступно.

 

- Ребята, а там внутри яранги тепло?

- Давайте зайдём.

СЛАЙД:  ЯРАНГА ВНУТРИ

- Ваши ожидания оправдались? Тепло?

- А что сохраняет тепло? (ответы)

- Послушаем Олю.

6) Рассказ  Рубанковой Ольги

 

- Яранга имеет двухкамерную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего пологов, сшитых из оленьих шкур и натянутых на каркас из жердей. Внутри находится примитивный очаг. Тепло от очага и от человеческих тел сохраняется очень бережно, без крайней необходимости из яранги не выходят. Температура, в разных жилищах этого типа колеблется от +10 до +40 градусов.

- А мы с вами видели и имеем унты из оленьих шкур, встречаются шапки.

 

7) А теперь мы в Ханты-Мансийском автономном округе. Это таёжные жители. Тоже наши соседи.

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)

 

- Прочтите самостоятельно в парах первый  абзац  на страницах. 16 -17.

 (2 минуты)

8) Вопросы по восприятию:

- Как называют таёжных жителей? (ханты и манси).

- Какой основной промысел у этих народов? (охота и рыболовство)

- Назовите жилища этих людей.

- Почему их несколько?

- А вам приходилось строить шалаш? (Вот видите, мы все когда-нибудь да строили шалаш, в детстве, когда играли)

- А из чего вы его строили? Из какого материала?

- А можно было жить в шалаше зимой, ведь всё таки это тайга, Сибирь?

_ Поэтому зимой ставили ЧУМ.

СЛАЙД   ЧУМ

- Ребята, а чум построить легко?

- Вы бы смогли построить настоящий чум?

- Давайте построим. Что для этого нужно? (жерди, шкуры, верёвки)

- Работать будем в парах.