+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методическая разработка "Тренинговые технологии в ДОУ. Тренинг стажерской пары

Автор: Ималетдинова Елена Александровна

Несомненно, самым  важным ресурсом любой образовательной системы или организации  являются -  кадры.

Большинство  работающих в нашем саду педагогов имеют высокий профессиональный  уровень и многолетний   педагогический стаж,  и совсем мало молодых педагогов. В настоящее время, к сожалению,  студенты,  обучающиеся и заканчивающие   педагогические образовательные   учреждения,  не высказывают особого желания  идти  работать в дошкольное образование.  

          А те молодые специалисты, которые всё -  таки приходят работать в дошкольные учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологических и физиологических особенностей дошкольников, а также методик дошкольного воспитания. Задача руководителя, а также   методиста и педагога-психолога дошкольного учреждения – оказать помощь молодому педагогу  в профессиональном становлении. В каждом ДОУ складывается своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от многих причин: это и степень сплоченности коллектива, его творческая направленность, профессиональная  и личностная зрелость каждого педагога. Поэтому заведующий, методист, педагог-психолог должны  владеть информацией о педагогическом коллективе в целом, а также хорошо знать личностные качества каждого педагога (особенно молодого специалиста).

Наличие такой информации позволит выбрать те формы и методы работы с педагогами, которые в конечном итоге будут содействовать профессиональному становлению молодого специалиста и созданию коллектива единомышленников. (1)

              Как же построить психолого-педагогическое  сопровождение молодых педагогов МАДОУ для реализации намеченных проектов? Каков должен быть образовательный маршрут профессионального роста молодого педагога в освоении  современных образовательных технологий?

 В нашем  детском  саду разработана специалистами и реализуется  «Навигационная  модель профессионального развития педагогов». Данная модель реализуется тремя этапами: «Я есть», «Я развиваюсь», «Я достиг».

 Каждый этап наполнен  разнообразными формами методического и психолого-педагогического сопровождения.

Одной  из наиболее результативных форм, по нашему мнению, на начальном этапе сопровождения молодых педагогов,  являются тренинговые формы работы.

Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг - является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки педагогов.(2)

По наблюдению специалистов многих   образовательных учреждений,  именно  сбалансированное сочетание педагогов со стажем и молодых педагогов дает возможность, выбрать эффективный путь для создания коллектива единомышленников: «Развивая других, развиваться самому».

Именно поэтому, предлагаем  вниманию педагогов-психологов и методистов дошкольных учреждений  методическую разработку на   тему: «Тренинг стажерской пары», который называется  «Полоса препятствий»

Цель тренинга: создать стажерской паре психологические условия для дальнейшего  полноценного взаимодействия на основе доверия и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи тренинга:

1.     Смоделировать реальные жизненные ситуации, в которых:

·       Развивать готовность в стажерской паре  оказывать или принимать помощь в различных жизненных ситуациях;

·       Формировать уважение и понимание чужих проблем в стажерской паре;

·       Формировать у стажера на уровне действия (движения) способность преодолевать препятствия,  возникающие на пути молодого педагога;

·       Приобретать навык анализа своих и чужих поступков;

·       Снимать барьеры перед публичным выступлением;

·       Формировать чувство радости от совместного труда и творчества;

·       У стажера снизить страх перед выражением собственного мнения;

 

Необходимые материалы:  Повязка на глаза,  лента, большие мягкие геометрические модули, Листы А4  с надписями: «Неуверенность в себе», «Конфликты», «Документация»,   символ «Опыта, мудрости» (обычно это статуэтки слона или совы)

Тренинг ведет педагог-психолог

 

Психолог:  Уважаемые  коллеги, мы рады приветствовать вас на нашем тренинге.

 Тренинг это - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

 

Итак,  приглашаем наши стажерские пары, выйти к нам в центр: Представляю вам участников стажерской пары:

уважаемый наставник  Ф.И.О. участника, опыт работы в педагогике --- лет.

Молодой педагог- стажер  - Ф.И.О.   опыт работы в педагогике – лет.

 Задача стажерской пары на предстоящий путь: старшему товарищу помочь начинающему педагогу -   преодолеть все препятствия с наименьшими потерями и разочарованиями для обоих участников. Итак, вы готовы? Мы начинаем: 

 1. Упражнение «Держи меня соломинка, держи…»

Психолог: Начнем с вопроса стажеру: Как  вы думаете, для того, чтобы отправиться в долгий, нелёгкий путь -  чем вам необходимо заручиться? Хотите ли вы услышать что – нибудь,  от вашего наставника, может быть какие  - то действия ожидаете от него, для того, чтобы ощутить от него  поддержку?

Вопрос наставнику: Может быть, вы хотите, что-то сказать, пожелать своему подопечному в начале пути, проявить себя в каком- то действии оказывая поддержку начинающему педагогу?

Решение пары: могут прозвучать пожелания, слова напутствия от наставника, и от стажера.

Психолог: Предлагаем стажеру ощутить поддержку наставника следующим способом: стажер становится спиной к наставнику и падает назад, наставник должен поймать стажера. Упасть нужно столько раз, сколько потребуется для  стажера, пока не возникнет ощущение доверия к наставнику.

 2. упр. «Я не волшебник, я только учусь…»

 Психолог: Отлично справились,  теперь в наставнике сомнений нет, а вот, как быть с уверенностью в себе? Вопрос стажеру: чувствуете ли вы себя уверенным  в начале пути?

Препятствие:  с помощью мягких геометрических модулей  построено препятствие в виде поставленных друг на друга квадратов с прикрепленной надписью «Неуверенность в себе»

 Вопрос паре: Что будем делать с препятствием, в  виде неуверенности в собственных силах молодого специалиста? 

Решение пары:  Перешагнуть, отбросить  в сторону, наступить на препятствие.

Психолог: Здесь мы согласны с вами: через неуверенность необходимо только перешагнуть!!!

  Ну вот, отлично: в наставнике сомнений нет, появилась небольшая  уверенность в себе, а на пути…

 3. упр. «Без бумажки -  мы букашки…»

 Психолог: А на пути уже  серьезное препятствие  -  большое количество непонятной документации!!!

 Препятствие: лента с прикрепленным листом,  на листе  надпись: «Документация»

Вопрос паре: Что будем делать с препятствием в  виде большого количества документации? 

Решение пары: Пролезть под лентой, нырнуть под ленту

Психолог: Здесь друзья, нам остается только нырнуть в море документации и научиться там, плавать!!!

 «Полный вперед» ( звук пароходной трубы)

 

 

 4. упр. «Давайте жить дружно…»

 Психолог: Только разобрались с документацией, а на пути  новая проблема: (обращение к стажеру)

-Вы молодой специалист, опыта нет - родители волнуются, не доверяют ?  коллеги поучают?  администрация требует?

 -    и  вот они  - первые конфликты:

Препятствие: лабиринт из геометрических модулей, невысокая скамья

Вопрос паре: Что будем делать с препятствием в  виде возникающих на пути конфликтах с родителями, коллегами, администрацией?

Решение пары: Обойти змейкой, лавировать, уклоняться, решать, подниматься, спускаться, преодолевать.

Психолог: Все верно – конфликты нужно уметь обходить, лавировать между ними,  подниматься над ними, спускаться на уровень конфликта, выбирать стратегии сотрудничества.

 

5.      упр.  «Дорогу осилит идущий…»

Психолог: Ну что же, уважаемые стажерские пары:  вы уже в пути, и вы уже идете по нему вместе, и уже преодолели первые препятствия. В любом случае в течение пути вы приобретаете опыт: опыт совместного решения сложных ситуаций, опыт взаимодействия в паре, опыт сотрудничества и компромиссов. Последнее наше задание для вашей пары:

Уважаемый наставник помогите, пожалуйста, вашему стажеру обрести этот бесценный дар, которым вы уже обладаете, помогите ему найти символ «Мудрости».

Задание  паре: Что будете  делать, чтобы обрести опыт? Где и как его  найти? Сейчас стажер один отправится в путь, а наставник со своего места будет ему подсказывать направление.

В этом задании стажер ищет символ опыта в лабиринте  один, а наставник с места ему помогает.

Обычно, на наших тренингах  в конце препятствия стажеры, находят  какой либо символ мудрости «Слон», «Сова» и т.д., и этот символ является для них подарком «в конце пути».

Заключительный этап тренинга

Рефлексия

Коллектив садится в круг. Стажерские пары начинают делиться своими впечатлениями от пройденного тренинга. Затем высказываются все присутствующие на тренинге.

 

Используемая литература:

 

1.     nsportal  Социальная сеть работников образования. Киселева Е.Н. «Психолого-педагогическое сопровождение молодого  специалиста в ДОУ»

2.     didacts/ru -  «Педагогический словарь». Г.М. Коджаспирова; А.Ю. Коджаспиров.