Методическая разработка "Тренинговые технологии в ДОУ. Тренинг стажерской пары
Автор: Ималетдинова Елена Александровна
Несомненно, самым важным ресурсом любой образовательной системы или организации являются - кадры.
Большинство работающих в нашем саду педагогов имеют высокий профессиональный уровень и многолетний педагогический стаж, и совсем мало молодых педагогов. В настоящее время, к сожалению, студенты, обучающиеся и заканчивающие педагогические образовательные учреждения, не высказывают особого желания идти работать в дошкольное образование.
А те молодые специалисты, которые всё - таки приходят работать в дошкольные учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологических и физиологических особенностей дошкольников, а также методик дошкольного воспитания. Задача руководителя, а также методиста и педагога-психолога дошкольного учреждения – оказать помощь молодому педагогу в профессиональном становлении. В каждом ДОУ складывается своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от многих причин: это и степень сплоченности коллектива, его творческая направленность, профессиональная и личностная зрелость каждого педагога. Поэтому заведующий, методист, педагог-психолог должны владеть информацией о педагогическом коллективе в целом, а также хорошо знать личностные качества каждого педагога (особенно молодого специалиста).
Наличие такой информации позволит выбрать те формы и методы работы с педагогами, которые в конечном итоге будут содействовать профессиональному становлению молодого специалиста и созданию коллектива единомышленников. (1)
Как же построить психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов МАДОУ для реализации намеченных проектов? Каков должен быть образовательный маршрут профессионального роста молодого педагога в освоении современных образовательных технологий?
В нашем детском саду разработана специалистами и реализуется «Навигационная модель профессионального развития педагогов». Данная модель реализуется тремя этапами: «Я есть», «Я развиваюсь», «Я достиг».
Каждый этап наполнен разнообразными формами методического и психолого-педагогического сопровождения.
Одной из наиболее результативных форм, по нашему мнению, на начальном этапе сопровождения молодых педагогов, являются тренинговые формы работы.
Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг - является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки педагогов.(2)
По наблюдению специалистов многих образовательных учреждений, именно сбалансированное сочетание педагогов со стажем и молодых педагогов дает возможность, выбрать эффективный путь для создания коллектива единомышленников: «Развивая других, развиваться самому».
Именно поэтому, предлагаем вниманию педагогов-психологов и методистов дошкольных учреждений методическую разработку на тему: «Тренинг стажерской пары», который называется «Полоса препятствий»
Цель тренинга: создать стажерской паре психологические условия для дальнейшего полноценного взаимодействия на основе доверия и доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи тренинга:
1. Смоделировать реальные жизненные ситуации, в которых:
· Развивать готовность в стажерской паре оказывать или принимать помощь в различных жизненных ситуациях;
· Формировать уважение и понимание чужих проблем в стажерской паре;
· Формировать у стажера на уровне действия (движения) способность преодолевать препятствия, возникающие на пути молодого педагога;
· Приобретать навык анализа своих и чужих поступков;
· Снимать барьеры перед публичным выступлением;
· Формировать чувство радости от совместного труда и творчества;
· У стажера снизить страх перед выражением собственного мнения;
Необходимые материалы: Повязка на глаза, лента, большие мягкие геометрические модули, Листы А4 с надписями: «Неуверенность в себе», «Конфликты», «Документация», символ «Опыта, мудрости» (обычно это статуэтки слона или совы)
Тренинг ведет педагог-психолог
Психолог: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на нашем тренинге.
Тренинг это - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Итак, приглашаем наши стажерские пары, выйти к нам в центр: Представляю вам участников стажерской пары:
уважаемый наставник Ф.И.О. участника, опыт работы в педагогике --- лет.
Молодой педагог- стажер - Ф.И.О. опыт работы в педагогике – лет.
Задача стажерской пары на предстоящий путь: старшему товарищу помочь начинающему педагогу - преодолеть все препятствия с наименьшими потерями и разочарованиями для обоих участников. Итак, вы готовы? Мы начинаем:
1. Упражнение «Держи меня соломинка, держи…»
Психолог: Начнем с вопроса стажеру: Как вы думаете, для того, чтобы отправиться в долгий, нелёгкий путь - чем вам необходимо заручиться? Хотите ли вы услышать что – нибудь, от вашего наставника, может быть какие - то действия ожидаете от него, для того, чтобы ощутить от него поддержку?
Вопрос наставнику: Может быть, вы хотите, что-то сказать, пожелать своему подопечному в начале пути, проявить себя в каком- то действии оказывая поддержку начинающему педагогу?
Решение пары: могут прозвучать пожелания, слова напутствия от наставника, и от стажера.
Психолог: Предлагаем стажеру ощутить поддержку наставника следующим способом: стажер становится спиной к наставнику и падает назад, наставник должен поймать стажера. Упасть нужно столько раз, сколько потребуется для стажера, пока не возникнет ощущение доверия к наставнику.
2. упр. «Я не волшебник, я только учусь…»
Психолог: Отлично справились, теперь в наставнике сомнений нет, а вот, как быть с уверенностью в себе? Вопрос стажеру: чувствуете ли вы себя уверенным в начале пути?
Препятствие: с помощью мягких геометрических модулей построено препятствие в виде поставленных друг на друга квадратов с прикрепленной надписью «Неуверенность в себе»
Вопрос паре: Что будем делать с препятствием, в виде неуверенности в собственных силах молодого специалиста?
Решение пары: Перешагнуть, отбросить в сторону, наступить на препятствие.
Психолог: Здесь мы согласны с вами: через неуверенность необходимо только перешагнуть!!!
Ну вот, отлично: в наставнике сомнений нет, появилась небольшая уверенность в себе, а на пути…
3. упр. «Без бумажки - мы букашки…»
Психолог: А на пути уже серьезное препятствие - большое количество непонятной документации!!!
Препятствие: лента с прикрепленным листом, на листе надпись: «Документация»
Вопрос паре: Что будем делать с препятствием в виде большого количества документации?
Решение пары: Пролезть под лентой, нырнуть под ленту
Психолог: Здесь друзья, нам остается только нырнуть в море документации и научиться там, плавать!!!
«Полный вперед» ( звук пароходной трубы)
4. упр. «Давайте жить дружно…»
Психолог: Только разобрались с документацией, а на пути новая проблема: (обращение к стажеру)
-Вы молодой специалист, опыта нет - родители волнуются, не доверяют ? коллеги поучают? администрация требует?
- и вот они - первые конфликты:
Препятствие: лабиринт из геометрических модулей, невысокая скамья
Вопрос паре: Что будем делать с препятствием в виде возникающих на пути конфликтах с родителями, коллегами, администрацией?
Решение пары: Обойти змейкой, лавировать, уклоняться, решать, подниматься, спускаться, преодолевать.
Психолог: Все верно – конфликты нужно уметь обходить, лавировать между ними, подниматься над ними, спускаться на уровень конфликта, выбирать стратегии сотрудничества.
5. упр. «Дорогу осилит идущий…»
Психолог: Ну что же, уважаемые стажерские пары: вы уже в пути, и вы уже идете по нему вместе, и уже преодолели первые препятствия. В любом случае в течение пути вы приобретаете опыт: опыт совместного решения сложных ситуаций, опыт взаимодействия в паре, опыт сотрудничества и компромиссов. Последнее наше задание для вашей пары:
Уважаемый наставник помогите, пожалуйста, вашему стажеру обрести этот бесценный дар, которым вы уже обладаете, помогите ему найти символ «Мудрости».
Задание паре: Что будете делать, чтобы обрести опыт? Где и как его найти? Сейчас стажер один отправится в путь, а наставник со своего места будет ему подсказывать направление.
В этом задании стажер ищет символ опыта в лабиринте один, а наставник с места ему помогает.
Обычно, на наших тренингах в конце препятствия стажеры, находят какой либо символ мудрости «Слон», «Сова» и т.д., и этот символ является для них подарком «в конце пути».
Заключительный этап тренинга
Рефлексия
Коллектив садится в круг. Стажерские пары начинают делиться своими впечатлениями от пройденного тренинга. Затем высказываются все присутствующие на тренинге.
Используемая литература:
1. nsportal – Социальная сеть работников образования. Киселева Е.Н. «Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ»
2. didacts/ru - «Педагогический словарь». Г.М. Коджаспирова; А.Ю. Коджаспиров.