Методическая разработка занятия-игры по обучению грамоте "Цветик-семицветик
Автор: Черкасова Гулюса Нафисовна
Методическая разработка занятия-игры по обучению грамоте.
Тема: «Цветик-семицветик»
Составитель: Черкасова Г.Н - педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Конспект игрового занятия «Цветик-семицветик» адресован педагогам, занимающимися с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использован как итоговое мероприятие по обучению детей дошкольного возраста грамоте и чтению.
Основной целью данной игры является закрепление знаний и умений детей по обучению грамоте, а именно:
• определять место заданного звука в слове;
• выделять звук в начале слова и собирать слова из первых букв названий картинок;
• собирать букву из частей;
• подбирать подходящие слова к словам МОЙ, МОИ;
• делать анализ слов и сопоставлять схему со словом, определять твёрдые и мягкие согласные звуки;
• разгадывать ребусы;
• знать понятие заглавная (большая) буква;
• знать названия основных и оттеночных цветов.
• уметь читать слова и предложения.
Основная задача: использование разнообразных игровых приёмов, с использованием дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Занятие рассчитано на детей шести лет.
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Оптимальное количество детей – 15.
На данном занятии используется игровой метод обучения. В ходе игры используются разнообразные виды деятельности и дидактические игры.
В ходе интересной игры дети проявляют активность, они увлекаются игрой, что способствует быстрому и прочному закреплению изученного материала. От участников игры потребуются знание материала, а именно умение читать, играть с буквами, словами и умение логически мыслить. Это является обязательным условием активного участия в игре.
Игровое занятие «Цветик-семицветик» - одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому ребёнку продемонстрировать в практической игровой деятельности приобретённые умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть свои интересы и возможности.
Данная разработка занятия-игры поможет педагогам при планировании итоговых занятий с дошкольниками, повысит мотивацию учащихся, интерес к чтению.
Автор: педагог дополнительного образования по обучению грамоте Школы развития дошкольников «Страна Любознайка» Черкасова Гулюса Нафисовна, первой квалификационной категории.
Конспект занятия-игры по предмету «Обучению грамоте на тему: «Цветик-семицветик».
Цели и задачи: Образовательные:
· закреплять умение определять место заданного звука в слове;
· закреплять умение выделять звук в начале слова и собирать слова из первых букв названий картинок;
· упражнять в умении собирать букву из частей;
· закреплять умение подбирать подходящие слова к словам МОЙ, МОИ;
· закреплять умение выполнять анализ слов и сопоставлять схему со словом, определять твёрдые и мягкие согласные звуки;
· закреплять умение разгадывать ребусы;
· закреплять понятие заглавная (большая) буква;
· закреплять названия основных и оттеночных цветов.
Развивающие:
· развивать слуховое и зрительное внимание;
· развивать общую и мелкую моторику;
· развивать навыки чтения;
· развивать устойчивое внимание и интерес к учебному процессу.
Воспитательные:
· воспитывать активность, инициативность, взаимопомощь.
Оборудование: презентация «Цветик-семицветик», проектор, дидактическая игра «Собери букву»; картинки, названия которых состоят из трех-четырёх звуков; кубики-буквы, схемы предложений, магнитофон, музыка для физминутки.
Словарный материал: конфета, Марина, маска, Москва, ваза, роза, Крылов, Ринатович, тропа, Америка, Кама.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Ребята, сегодня у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. (добрый вечер).
(Слайд 1) Посмотрите, какой чудесный цветок у нас появился. Как называется этот цветок?
Дети: Цветик-семицветик. (Слайд 2)
Педагог: Вырос волшебный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки
Педагог: (Слайд 3) Сколько лепестков у цветика-семицветика? Цветок волшебный. Если сорвать лепесток и сказать волшебные слова, волшебный лепесток подарит нам игру. Вы любите играть? (ДА!) Тогда мы начинаем нашу игру.
Вот первый лепесток, какого он цвета? Срываем лепесток. Читаем волшебные слова. «Лепесток лети-лети,
и игру нам принеси». (отрывается зелёный лепесток)
1. Педагог: игра называется «Собери букву».
У вас на столе конверт с частями букв. Буквы у всех разные. Вы уже догадались, какую букву собирать?
Первые буквы названий картинок вам помогут в этом.
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо справились все. За это вам цветик -семицветик дарит цветок-смайлик.
Вы, готовы к следующей игре? (Слайд )
Какой лепесток мы отрывам?
Скажем волшебные слова: «Лепесток лети-лети,
и игру нам принеси». (Слайд )
2. Педагог: синий лепесток принёс нам игру «Найди нужную картинку к словам: МОЙ, МОИ» (ответы детей).Картинки: МОЙ- зонт,черепаха, арбуз, книги;
МОИ - коньки, юла, лыжи, джинсы.
Цветик-семицветик дарит вам еще цветик-смайлик. (Слайд)
И готов подарить следующий лепесток. Какого цвета лепесток? Срываем и читаем волшебные слова.
«Лепесток лети-лети,
и игру нам принеси». (Слайд )
3. Педагог: красный лепесток дарит нам игру «Подбери схему к картинке». (Картинки: лиса, дуб, кит, схемы.) Дети объясняют свой выбор.
Молодцы, справились с игрой и получаете еще один цветик-смайлик. А цветик-семицветик готов подарить нам лепесток. Какого он цвета? (Слайд)
Отрываем лепесток и читаем:
«Лепесток лети-лети,
и игру нам принеси». (Слайд)
4. Педагог: оранжевый лепесток предлагает нам собрать слово по первым буквам названий картинок. Слово будем собирать из букв в кубиках. (Картинки: пальма, аист,роза, улитка, самолёт)
Игра «Собери слово по первым буквам названий картинок».
Молодцы, какое слово получилось? (парус)
Проверяем. (Слайд) И вы получаете еще один цветик-смайлик.
Смотрите, какой лепесток нас ждёт? . (Голубой) (Слайд)
Отрываем лепесток и читаем:
«Лепесток лети-лети,
и игру нам принеси». (Слайд)
5.Педагог: голубой лепесток принёс нам игру «Большой-маленький». Посмотрите на картинки и вспомните, какие слова пишутся с большой буквы? Ответы детей (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, стран, рек, магазинов..)
Сейчас мы это проверим. Если я произнесу слово, которое пишется с большой буквой - вы поднимаете руки вверх, а если это слово пишется с маленькой буквой, приседаете.
Игра «Большой-маленький».
Словарный материал: конфета, шапка, Марина, маска, Москва, ваза, роза, Крылов, Ринатович, тропа, Америка, Кама, арбуз, Татарстан.
Молодцы, справились, не ошибались. Получаете еще смайлик (Слайд)
А нас ждёт какой лепесток? (Слайд)
6. Педагог: фиолетовый лепесток предлагает нам угадать ребусы.
(Дети читают и угадывают ребусы).
Молодцы, справились, угадали все слова. От цветика-семицветика получаете еще смайлик (Слайд) (Слайд)
Посмотрите, остался последний седьмой лепесток. Какой он? (Желтый)
7. Педагог: желтый лепесток предлагает составить схему предложений. Вы, готовы? (Да!)
Тогда отрываем последний лепесток и читаем :
«Лепесток лети-лети,
и игру нам принеси». (Слайд)
Игра называется «Составь схему предложений».
Прочитайте.
Кот спит.
Это слово или предложение? Как вы догадались? Ответы детей (первое слово пишется с большой буквы, в конце стоит точка).
Сколько слов в предложении?
Назовите первое слово.
Назовите второе слово.
Составьте схему этого предложения. Проверка (Слайд)
Прочитайте следующее предложение.
Кот спит на диване.
Сколько слов в предложении?
Назовите первое слово.
Назовите второе слово.
Назовите третье слово.
Назовите четвёртое слово.
Составьте схему этого предложения.
Проверка (Слайд)
Ребята, вам понравились игры цветика-семицветика? (Да!)
А какая игра понравилась больше всех? (ответы детей)
Цветик-семицветик дарит вам цветики-смайлики, только они белые, вы красиво их заштрихуете разными цветами цветика-семицветика.
Использованная литература:
1.Весёлая грамматика, В.Волина-М:Знание 1995;
2.Праздник Букваря, В.Волина-М:Знание 1996;
3.Приложение презентация «Цветик-семицветик».