Проект "Мой Город
Автор: Лукконен Елена Анатольевна, Апицына Светлана Васильевна
Мой родной город Архангельск.
Воспитатель Лукконен Е.А.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей. В нашей стране в последние годы произошли большие перемены. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию нравственно патриотических чувств.
Нравственно-патриотическое воспитание детей одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Прививать любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, нужно начинать в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
Знакомясь с родным городом, её достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
С целью ознакомления и расширения знаний о родном городе, формирования чувств любви и уважения к своей малой Родине возникла идея разработать совместно с детьми и родителями краткосрочный, познавательный проект под названием «Мой родной город Архангельск».
Цель: расширение представлений дошкольников о родном городе, любви к родным местам.
Задачи:
- закрепить у детей знания о названии города, названии улицы, на которой живёшь;
- обогатить знания о достопримечательных местах родного города;
- формировать умение передавать свои впечатления в творчестве;
- воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Участниками проекта стали дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат:
Благодаря проекту у детей расширятся знания и представления о родном городе. Благодаря проекту, у детей сформируется чувство гордости за свой город, любовь и уважение к своей семье. Дети полюбят природу родного города, и будут бережно относиться к ней.
Для осуществления поставленных задач разработаны следующие этапы работы:
Первый этап: подготовительный
Определение актуальности;постановка цели и задач; определение методов работы; предварительная работа с родителями и детьми; сбор информации, литературы, работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; создание развивающей среды.
На этом этапе была подобрана литература о городе Архангельске старом и современном ,его достопримечательностях ,информация об улицах города (ее история). Также были подобраны фото и иллюстрации Архангельска ,его улиц, объектов известных мест и людей города.
Для создания развивающей среды были подобраны и сделаны дидактические игры «Собери картинку» и «Третий лишний». Также был подобран материал по патриотическому воспитанию дошкольников. Помещен наглядный материал в родительском уголке на тему: «Мой город». Были проведены индивидуальные беседы с родителями: подобрать фотографии о родном городе, подобрать и выучить стихотворение.
Второй этап: организационный (реализация проекта)
На втором этапе вместе с детьми рассматривали иллюстрации города Архангельска.
В группе с дошкольниками были проведены:
Беседа «Улица, на которой я живу», дети познакомились с названием улиц города, на которой они живут; у детей возникло желание рассказывать о своей улице; закрепили знание адресов проживания детей; дети узнали что такое понятие «улица», узнали о многообразии улиц в родном городе; познакомились с названием улицы, на которой располагается детский сад. Также воспитанники узнали , что на улице расположены различные объекты(дома-_аптеки,детские сады,школы,магазины и т,д, по улицам ездит различный транспорт.
Беседа «Мой город -Архангельск»
Воспитывать любовь к родному городу как основу патриотизма и чувства гражданственности - значит прежде всего связывать воспитательную работу с ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Воспитывать чувство гордости за свой город, вызвать желание детей изучать свой город.
Беседа «Достопримечательности города»
Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своему городу предполагает опору на воображение ребенка и его память. Чтобы дети по-чувствовали свой город, им необходимо не только рассказывать о нем, но и показывать.
В беседе о достопримечательностях было рассказано о памятниках культуры нашего города, дети рассматривали фотографии их альбома, который был подготовлен на первом этапе. Дети узнали когда и как образовался, возник наш город Архангельск.
На этом же этапе с родителями воспитанников была проведена консультация ««Патриотическое воспитание младших дошкольников». Воспитатели рекомендовали родителям совершить с детьми прогулку по улице, на которой они живут: рассмотреть здания, показать, как связана их улица с той, на которой находится детский сад, сфотографировать ребенка на улице или на фоне культурного объекта города.
В родительском уголке был помещен наглядный материал на тему: «Мой город».
При чтении художественной литературы у дошкольников воспитывается любовь к родному городу, родной улице через художественное слово. Детям очень понравилось произведение С.Михалкова «Моя улица». Воспитанники узнали, что на улице есть машины, магазины, парикмахерские и т,д. Рассказали, что за объекты находятся на их улице.
На этом же этапе дети рассказывали выученные стихи.
Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр об Архангельске с использованием иллюстраций, разрезных картинок.
Дидактические игры и упражнения помогают не только закрепить полученные знания, но и учат дошкольников общаться друг с другом, выступать в роли ведущего, развивают логическое мышление.
Для реализации проекта подобраны дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний».
На этом же этапе была проведена Непосредственно-образовательная деятельность :Лепка «Украсим детский сад».(Неваляшка); конструирование «Наш город»; аппликация «Мой дом».
Также с детьми были проведены сюжетно-ролевые игры «Мы на экскурсии» и «Строим дом».
Третий этап: заключительный.
Результатом проекта стало оформление фотовыставки совместно с родителями «Прогулка по городу», создание альбома «Город Архангельск», в группе оформлен макет города, создана предметно развивающая среда.
Вывод: На основе наблюдений, бесед мы выявили, что дети имеют представление о родном городе, его объектах, а так же знакомы с основными улицами и достопримечательностями города. Стали сильнее проявлять уважение и любовь к своему городу и с радостью узнают его на фотографиях и картинках.
У них обогатился словарный запас, расширилось представление об окружающем мире, улучшилась моторика рук и творческие способности. Они проявляют более активный интерес к художественному творчеству. Дети получили положительные эмоции от всех этапов проекта.
Родители стали принимать активное участие в совместной деятельности с детьми и ДОУ. А так же получили положительные эмоции от всей проделанной работы всех участников проекта.
Считаем, что реализация проекта прошла успешно и плодотворно.