Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников
Автор: Матвеева РенатаЖихоевна
· Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».
Ø Познавательный интерес – это когда ребенок познает новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, желание вникнуть в их сущность.
Ø Познавательные действия – это где дети получают новые знания, умения и навыки. При этом расширяет знания и кругозор.
Ø Познавательное развитие – направленное на умственное развитие ребенка.
Технология – это знания, получаемые в деле, мастерстве и искусстве.
Ученные Бордовских Н.В. и Реан А.А. предлагают свою классификацию образовательных технологий.
Фридрих Фрёбель говорил «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром».
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного
освоения ценности культуры.
Игра - обучает дошкольников различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
· Игровые технологии, которые я использую в своей работе для познавательного развития:
Игры занятия с блоками Дьенеша.
Образовательная технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича: Геоконт, кораблик Воскобовича, волшебный квадрат, лепестки Воскобовича.
Но подробней хотелось бы остановиться на Образовательных технологиях развивающих игр Б.П. Никитина. Считаю их очень эффективными и интересными.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Задание расположены от простого к сложному Уровней сложности несколько: от доступных двух - трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Б.П. Никитин предлагает развивающие игры
Игра «Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Самые простые узоры – из 4-х кубиков с одноцветными гранями, постепенно усложняют, переходя к 2-х цветным граням. Переход к 2-х цветным граням – резкий скачок в уровне сложности.
Способ игры зависит от возраста и уровня развития ребенка. Детям младшего возраста нравится копировать, делать так же, как старшие.
Первое и важное, что надо помнить, прежде чем начинать игру, как вы достали кубик из коробки. Это обязательно отложится в голове у ребенка. Можно 3-4-х летнему ребенку уже в коробке выложить узор, какой ему предстоит складывать.
Игра «Уникуб». Одна из целей игры помочь ребенку понять трехмерное пространство.
Игра способствует развитию внимания, усидчивость, учит анализу и синтезу. «Уникуб» может увлекать детей 2-15 лет. Задания в «Уникубе» весьма трудны и требую больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.
Игра «Сложи квадрат» способствует развитию восприятия формы. Игра имеет несколько уровней сложности в зависимости от количества частей квадрата.
1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;
2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;
3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.
Каждый квадрат – это маленькая головоломка. Из его кусочков можно моделировать различные предметы и образы. Например: самолет, дом, машину, птицу и т.д. Дети 3-4 лет могут составить предметы вместе с взрослым, а дети постарше могут пофантазировать самостоятельно.
Вывод:
Игровые технологии, развивает, формирует детскую индивидуальность. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.