Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения.
Автор: Фатееав Ольга Викторовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН»
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРГАСОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
636700, Томская область, с. Каргасок, ул. Садовая,7
Телефон/факс: (38 253) 2-10-85
E-mail: dirsch@kar-school.ru
Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения.
Фатеева Ольга Викторовна
заместитель директора по ВР
с. Каргасок, 2019
Организация дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения
Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов, талантов и способностей детей, а так же развитие индивидуальных способностей. А способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования.
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности. Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д. Цель организации внеурочной деятельности в школе: - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время; -развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей. Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии. Один из принципов организации внеурочной деятельности: воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт. Формирование образовательных результатов достигается при реализации урочной и внеурочной деятельности. Школа активно взаимодействует с предприятиями и учреждениями посёлка. Для активного развития участников учебно-воспитательного процесса в школе созданы комфортные условия: оснащённый необходимым инвентарём спортивный зал, кабинет музыки, актовый зал, кабинет для занятий на музыкальных инструментах и библиотека.
С 2013 года на базе школы организована внеурочная деятельность в 23 кружковых объединениях, спортивных секциях, студиях. Общая занятость учащихся во внеурочное время составляет 96,9 % от всего колличества обучающихся.
В школе реализуется внеурочная деятельность по направлениям: 1. Физкультурно-спортивное 2. Художественно-эстетическое 3. Естественнонаучное 4. Туристско-краеведческое 5. Гражданско-патриотическое
Для развития физических данных обучающихся, в школе работают спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, теннис.
Для раскрытия творческих способностей обучающихся в школе работают кружки и
студии эстетического направления. Активную деятельность в школе ведет кружок «Экрос», цель которого воспитание бережного отношения учащихся к природе. Ежегодно проводятся акции и мероприятия, посвящённые защите животных и окружающей среды.
В туристско-краеведческом направлении ведет активную деятельность школьный краеведческий музей. Цель работы которого: знакомство с родным краем, формирование капитала знаний по историко-культурному наследию края, сбор информации и экспонатов старины. В рамках гражданско-патриотического направления в школе работает военно-патриотический клуб «Патриот». Цель которого: воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
С 2010 года разработан ребятами социальный проект «Наш долг». Цель: воспитание патриотизма, уважение к старшему поколению и своей истории. Ребята ухаживают за могилами ветеранов, у которых нет родственников в посёлке.
В 2011 году организован отряд ЮИД, цель которого воспитание законопослушных участников движения. Ребята готовят и проводят мероприятия по соблюдению ПДД, помогают младшим школьникам переходить дорогу на перекрёстках.
Активную позицию ведёт школьное самоуправление. В школе организованы три детские организации: «Парус» для 1-4 кл, «Феникс» для 5-8 кл и «РИТМ» для 9-11 кл.
Цель этих организаций: воспитание и развитие лидерских качеств, инициативы, активной жизненной позиции.
В летний период каникул учащимся есть возможность активно отдохнуть. Для них организованы профильные смены:
· Малый подросток» для учащихся среднего звена.
· «Спортивная» для учащихся старшего звена
· «Патриот» для учащихся клуба и желающих его посещать.
· Оздоровительная площадка, для учащихся начальной школы.
· Экологическая
· Самодклкин
· Трудовая платная практика, на которую записываем максимум детей группы «риска», «трудных» детей. Так же обучающиеся нашей школы отдыхают в загородных детских лагерях.
Во внеурочной деятельности школы активное участие принимают учителя и родители. У нас сложилась педагогическая система сотрудничества, в которой проводятся:
· общешкольные и классные родительские собрания;
· индивидуальные консультации;
· день открытых дверей;
· встречи с психологом и социальным педагогом;
· вовлечение родителей во внеурочные мероприятия школы.
Очень часто можно увидеть родителей наших учащихся на школьных мероприятиях в роли участников или членов жюри. Их даже не приходится уговаривать они с большим удовольствием приходят на репетиции и тренировки, чтобы потом помериться творческими и спортивными силами со своими детьми и учителями. Так мы проводим спортивную игру «Весёлые старты», где участвуют три команды: родители, ученики и учителя, конкурс «Рыцарский турнир», «Самый классный руководитель», спортивные соревнования, посвящённые Дню детей, тематические классные часы. Проведение таких совместных мероприятий, безусловно, способствует воспитанию у учащихся целого ряда положительных качеств, способствующих развитию инициативы, активной жизненной позиции, чувства поддержки и ответственности. Финансовое обеспечение досуговой деятельности в школе производится за счёт бюджетных средств и спонсорской помощи.
Имея условия и ведя такую разнообразную внеурочную деятельность, без особых сложностей мы сможем перейти на ФГОС.
Литература:
1. Воспитательная система образовательной школы. Национальный проект «Образование». Издательство «Феникс». Т.И. Галкина, В.В. Котельникова 2007г.
2. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. Педагогика. Психология. Управление. Издательство «ВАКО» 2006г. Н.И. Дереклеева