Семинар-практикум с элементами тренинга о профессиональной деятельности педагога
Автор: Николаева Ирина Николаевна
Задачи:
— создавать благоприятные условия для работы;
— актуализировать в сознании коллег свой образ педагога;
— выявлять особенности представлений педагогов о своей профессиональной деятельности;
— формировать прогностические умения в предвидении результатов своих действий;
— продолжать осваивать способы самораскрытия;
— развивать способность к рефлексии;
— обратить внимание на поиск резервов для более эффективной работы.
«Приветствие»
Педагогам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, ... (имя), ты знаешь...».
Игра-разминка
Педагогам предлагается, стоя в кругу и бросая друг другу мяч, называть глаголы, характеризующие их деятельность.
Эта игра позволяет взглянуть на профессию педагога как с точки зрения качеств, которыми он обладает или должен обладать, так и актуализировать виды профессиональной деятельности, а также навыки и умения.
При анализе на это необходимо обратить внимание, подчеркнуть разноплановость профессиональных требований, предъявляемых к педагогу. Также стоит обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик, которые прозвучали во время игры.
Игра «Атомы — молекулы »
Все участники — атомы. Они двигаются, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах задает ведущий. Например: «Молекулы, по три — локтями!» — все должны разбиться на группы по 3 человека и прижаться друг к другу локтями.
В конце выполнения упражнения надо образовать три подгруппы.
Задание «Причины — последствия»
Одно из главных качеств педагога — умение разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, предположить ее последствия, а потом выбрать наиболее оптимальный способ ее разрешения.
Педагогам трех групп предлагается одна и та же ситуация: «Ребенок разбил вазу».
1- я группа продумывает как можно больше характеристик воспитанника (личностные качества, успешность в обучении, статус в группе и т.д.).
2- я группа предлагает как можно больше возможных причин — почему разбил вазу.
3- я группа продумывает возможные реакции (как позитивные, так и негативные) педагога на то, что ребенок разбил вазу.
Каждая группа работает самостоятельно, записывая варианты на отдельных карточках. На это отводится 7 мин. Когда все готовы, карточки собираются и раскладываются в три стопки (1-я — характеристика ребенка, 2-я — мотивы, 3-я — реакция педагога). Далее совместная работа организуется по принципу лото: педагоги 1-й группы открывают одну из карточек и зачитывают характеристику ребенка. Педагоги 2-й группы также берут любую карточку и объясняют мотивы поступка. И, наконец, педагоги 3-й группы конкретизируют реакцию по отношению к ребенку, разбившему вазу.
Таким образом, из абстрактных, разрозненных характеристик складывается целостная картина педагогической ситуации.
Далее осуществляется совместный поиск возможных последствий сложившейся ситуации, а также причин той или иной реакции педагога на действие ребенка
Мотивы |
-- > |
Ситуация (поступок) |
—> <— |
Реакция на поступок |
—> |
Последствия |
После анализа ситуации карточки вновь возвращаются в общий набор, перемешиваются и работа продолжается. Каждая смоделированная ситуация будет носить свой, специфический характер и требовать индивидуального подхода к анализу в зависимости от того, является ли она конфликтной, позитивные или негативные последствия может вызвать.
Необходимо создать на занятии такую ситуацию, чтобы педагоги видели: один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по- разному воспринят окружающими.
На основании такой работы совместно с педагогами можно построить схему анализа педагогической ситуации, которая будет использоваться при моделировании самых разнообразных ситуаций.
Задание
«Гостиница»
Педагогам предлагается следующая ситуация. В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание — поселить в них педагогов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов».
Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие получить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за педагога. Ему нужно быть начеку.
Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих педагога, назначенные психологом). Видя табличку, все начинают выдавать себя за педагогов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.
После выполнения задания группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как педагога. Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль? На что ориентировались педагоги, воплощая этот образ?
Данное задание направлено на развитие рефлексивной оценки образа педагога.
Упражнение-активатор
«Путаница»
Участники, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых натолкнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.
Задание «Портрет педагога»
Задание выполняется в трех микрогруппах. Каждая получает задание составить собирательный социально-психологический портрет типичного педагога:
— педагог дореволюционной России;
— советский;
— современный педагог. Педагогам предлагается план-
схема, по которой они будут работать:
— внешний вид (одежда, манера, атрибуты, символизирующие педагога того или иного времени);
—особенности речи;
—доминирующие ценности;
— манера общения с детьми, коллегами;
— возможная реакция на различные ситуации, поступки детей;
— основные принципы педагога своего времени.
При выполнении задания возможно вспоминать образы из художественной литературы и кинофильмов, а также примеры из собственного жизненного опыта, наблюдения за педагогами в процессе своей профессиональной деятельности.
Упражнение «Тебе в работе помогает...»
Занятие завершается высказыванием мнения о своем соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и профессионала.
Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты...».
Анкетирование «Обратная связь»
Завершением каждого занятия становится рефлексия. Группам выдается лист с незаконченной фразой. Задача участников — закончить предложение. Например:
«Во время встречи мне удалось...»;
«Мои мысли после занятия о себе..., о группе...»;
«Мне хотелось бы...».
В конце педагог-психолог желает участникам творческих успехов и прощается