+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Семинар-практикум с элементами тренинга о профессиональной деятельности педагога

Автор: Николаева Ирина Николаевна

Задачи:

  создавать благоприятные ус­ловия для работы;

  актуализировать в сознании коллег свой образ педагога;

  выявлять особенности пред­ставлений педагогов о своей профессиональной деятель­ности;

  формировать прогностичес­кие умения в предвидении результатов своих действий;

  продолжать осваивать спосо­бы самораскрытия;

  развивать способность к реф­лексии;

   обратить внимание на поиск резервов для более эффек­тивной работы.

 

«Приветствие»

Педагогам предлагается про­должить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «При­вет, ... (имя), ты знаешь...».

Игра-разминка

Педагогам предлагается, стоя в кругу и бросая друг другу мяч, называть глаголы, характе­ризующие их деятельность.

Эта игра позволяет взглянуть на профессию педагога как с точ­ки зрения качеств, которыми он обладает или должен обладать, так и актуализировать виды про­фессиональной деятельности, а также навыки и умения.

При анализе на это необходи­мо обратить внимание, подчерк­нуть разноплановость професси­ональных требований, предъяв­ляемых к педагогу. Также стоит обратить внимание на ко­личественное соотношение по­зитивных и негативных харак­теристик, которые прозвучали во время игры.

Игра «Атомы — молекулы »

Все участники — атомы. Они двигаются, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах задает ведущий. На­пример: «Молекулы, по три — локтями!» — все должны раз­биться на группы по 3 человека и прижаться друг к другу лок­тями.

В конце выполнения упраж­нения надо образовать три под­группы.

Задание «Причины — последствия»

Одно из главных качеств пе­дагога — умение разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, предполо­жить ее последствия, а потом выбрать наиболее оптимальный способ ее разрешения.

Педагогам трех групп предла­гается одна и та же ситуация: «Ребенок разбил вазу».

1-    я группа продумывает как можно больше характеристик воспитанника (личностные ка­чества, успешность в обучении, статус в группе и т.д.).

2-     я        группа предлагает как можно больше возможных причин — почему разбил вазу.

3-    я        группа продумывает воз­можные реакции (как позитив­ные, так и негативные) педаго­га на то, что ребенок разбил вазу.

Каждая группа работает са­мостоятельно, записывая вари­анты на отдельных карточках. На это отводится 7 мин. Когда все готовы, карточки собирают­ся и раскладываются в три стопки (1-я — характеристика ребенка, 2-я — мотивы, 3-я — реакция педагога). Да­лее совместная работа органи­зуется по принципу лото: педа­гоги 1-й группы открывают одну из карточек и зачитывают характеристику ребенка. Педа­гоги 2-й группы также берут любую карточку и объясняют мотивы поступка. И, наконец, педагоги 3-й группы конкрети­зируют реакцию по отноше­нию к ребенку, разбившему вазу.

Таким образом, из абстракт­ных, разрозненных характерис­тик складывается целостная картина педагогической ситуа­ции.

Далее осуществляется совме­стный поиск возможных по­следствий сложившейся ситуа­ции, а также причин той или иной реакции педагога на дей­ствие ребенка

Мотивы

-- >

Ситуация

(поступок)

> <

Реакция на поступок

>

Последствия

 

После анализа ситуации карточки вновь возвращаются в общий набор, перемешива­ются и работа продолжается. Каждая смоделированная си­туация будет носить свой, спе­цифический характер и требо­вать индивидуального подхода к анализу в зависимости от того, является ли она конфликт­ной, позитивные или негатив­ные последствия может выз­вать.

Необходимо создать на за­нятии такую ситуацию, что­бы педагоги видели: один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по- разному воспринят окружаю­щими.

На основании такой работы совместно с педагогами можно построить схему анализа педа­гогической ситуации, которая будет использоваться при моде­лировании самых разнообраз­ных ситуаций.

Задание

«Гостиница»

Педагогам предлагается сле­дующая ситуация. В гостинице есть три свободных номера. Ад­министратору дано указание — поселить в них педагогов. Од­нако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конк­ретной специализации педаго­гов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил таб­личку: «Места только для педа­гогов».

Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу боль­шой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие получить ме­сто, прибегают к разным улов­кам, пытаются выдать себя за педагога. Ему нужно быть на­чеку.

Один человек из группы вы­бирается администратором. Другие выступают в роли при­езжих (среди них три настоя­щих педагога, назначенные пси­хологом). Видя табличку, все начинают выдавать себя за пе­дагогов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.

После выполнения задания группа анализирует, что было ключевым в оценивании чело­века как педагога. Какие при­знаки способствовали этому? Кто был наиболее убедитель­ным, исполняя роль? На что ори­ентировались педагоги, вопло­щая этот образ?

Данное задание направлено на развитие рефлексивной оценки образа педагога.

 

            Упражнение-активатор

«Путаница»

Участники, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, про­тягивают руки вперед и сцепля­ются ими с теми людьми, на ко­торых натолкнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся пута­ницу.

 

Задание «Портрет педагога»

Задание выполняется в трех микрогруппах. Каждая получа­ет задание составить собира­тельный социально-психологи­ческий портрет типичного педа­гога:

педагог дореволюционной России;

советский;

современный педагог. Педагогам предлагается план-

схема, по которой они будут ра­ботать:

внешний вид (одежда, манера, атрибуты, символизирующие педагога того или иного вре­мени);

—особенности речи;

—доминирующие ценности;

манера общения с детьми, коллегами;

возможная реакция на раз­личные ситуации, поступки детей;

основные принципы педагога своего времени.

При выполнении задания воз­можно вспоминать образы из художественной литературы и кинофильмов, а также примеры из собственного жизненного опыта, наблюдения за педагога­ми в процессе своей професси­ональной деятельности.

Упражнение «Тебе в работе помогает...»

Занятие завершается выска­зыванием мнения о своем соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и профессионала.

Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессио­нальному педагогу очень помо­гает в работе то, что ты...».

Анкетирование «Обратная связь»

Завершением каждого заня­тия становится рефлексия. Группам выдается лист с неза­конченной фразой. Задача участников — закончить пред­ложение. Например:

«Во время встречи мне уда­лось...»;

«Мои мысли после занятия о себе..., о группе...»;

«Мне хотелось бы...».

В конце педагог-психолог же­лает участникам творческих ус­пехов и прощается