Конспект совместной деятельности "Снежные узоры
Автор: Горбачева Людмила Викторовна
Конспект совместной деятельности: «Снежные узоры».
Цель: развивать память, внимание, алгоритмическое мышление, фантазию, общую моторику; воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске
Задачи:
- расширять знания о природных явлениях, активизировать речь
- познакомить детей с образованием снега, особенностями снежинок, формировать умения придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки»,
- дать научные знания о снежинке, её форме, размере, составе. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
- дать представление о том, когда и как образуются узоры на окнах.
Оборудование: интерактивная доска, запись песни в исполнении В. Толкуновой: «Кабы не было зимы», кубики Никитина на каждого ребёнка.
Дети входят в группу под песню в исп. В. Толкуновой «Кабы не было зимы».
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта песня? Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Дети: О зиме.
Игра «Без чего зимы не бывает?»
Воспитатель: Подумайте и ответьте, без чего зимы не бывает. Я начну, а вы продолжите. Зимы не бываем без …
Дети: … без снега, без мороза, без холода, без сугробов, без метели, без гололеда, без горки, без катания на санках, лыжах, коньках, без игры в снежки, без Нового года, без подарков.
Воспитатель: Вы правы. Без снега и мороза и зима не зима.
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице.
(Мороз)
Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться. А самых внимательных и творческих людей мороз одаривает красотой и замысловатостью снежных узоров на стеклах домов и изб в деревнях.
Слайд №1
Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал? (их рисует мороз). Чем же он их рисует? Водой прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон-всюду! Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине.
Слайд №2
Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях стекол, которые невооружённым глазом не видно, на еле заметных царапинах, и постепенно на окнах вырастает ледяной сад с необычными цветами.
Слайд №3
Художественное слово. (Н. Найденова)
Удивительный художник у окошка побывал.
Удивительный художник нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротник, клены…
На окошке лес густой,
Только белый не зеленый
Лес, чудесный не простой.
На стекле цветы и листья,
Все искрится, все бело,
Но без красок и без кисти
Разрисовано стекло.
Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка ребята,
Кто его разрисовал?
Игра «Назови по описанию». Педагог бросает ребенку мяч и дает инструкции к тому, какое слово он должен вспомнить. Ребенок ловит мяч, называет слово и возвращает мяч педагогу.
Цветок, который появляется из-под снега, - подснежник.
Фигура человечка из снега – снеговик.
Внучка Деда Мороза – Снегурочка.
Природное явление, когда падает снег, - снегопад.
Комок из снега (какой?) – снежный.
Фигура из снега (какая?) – снежная.
Сугробы (какие?) – снежные.
Сад, засыпанный снегом (какой?), - заснеженный.
Маленькая снежная звездочка – снежинка.
- Молодцы, ребята, все слова назвали.
Воспитатель: А вы знаете, чем ещё любит одаривать мороз всех нас зимой, да и в большом количестве?
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые…
(Снежинки)
Странная звездочка
С неба упала.
Мне на ладошку легла –
И пропала.
(Снежинка)
2. Основная часть.
Беседа: Тайна снежинки.
Слайд №4. Что такое снег?
Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь!
Слайд № 5. Раньше думали, что снежинки - это замерзшие капельки воды. Но это не так. Снежинки никогда не родятся из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем.
Слайд № 6. Как же образуются снежинки?
Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительной красы звездочкой.
Слайд № 7. Давайте присмотримся к снежинкам. Правда, они прекрасны?
Среди них нет ни одной, которая бы повторяла узор других. Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти очень сложно.
Дидактическая игра: «Какой, какая, какие?»
Закройте глаза и представьте себе снежинки.
-Какие они? Ответы детей. (узорчатые, мерцающие, неповторимые, воздушные, лёгкие, нежные, пушистые, белые, красивые, холодные, искрящие и блестящие).
Дедушка Мороз немного рассердился, вон какой холод на наш город послал. И чтобы ему помочь немного задобрить. Мы создадим для него его любимые снежинки с помощью кубиков, необычных кубиков. У них грани окрашены в разные цвета, а некоторые грани имеют два цвета, разделённых по диагонали. Обратите внимание. И если вы с ними знакомы, то справитесь быстро, а я сфотографирую ваши изделия и отошлю фото Дедушке Морозу. Согласны?
Слайд № 8.