+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Петрова Лариса Викторовна

 

Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребёнка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

 

     Свою работу с детьми над этой проблемой начала с создания словаря вежливых слов, заучивали с детьми «вежливые» стихотворения и загадки. Стихи детям нравятся, стала их использовать для напоминания формул прощания, приветствия, благодарности.

 

      Ведущей формой работы определила развивающие игры. Они вызывают живой интерес, повышают эмоциональный тонус. Разыгрывали сюжетные этюды, ситуации, обсуждали поведение героев, которые способствовали развитию основ культуры общения. Детям интересны эмоциональные игры «Хорошо - плохо», «Что было бы, если… », которые закрепляют умение общения. После этих игр рисовали пиктограммы – схематичное выражение лица с различным настроением. С помощью игр «Комплименты», «Назови ласково» развивается чувство близости с детьми, проявляется доброжелательность. Дети научились не только принимать комплименты, но и дарить их друг другу и взрослым.

 

      В современном мире телефон - это целая вселенная! Применили его в играх. Использовала темы разговоров:

 

- звонок на работу родителям;

 

- разговор с другом по телефону;

 

- приглашение в гости;

 

- разговор с бабушкой, живущей в другом городе.

 

    Познакомила детей с правилами разговора по телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.

 

      Художественная литература – богатый материал, раскрывающий нормы речевого общения. В диалогической беседе при обсуждении литературных произведений знакомила детей с речевым этикетом, с нравственными норма-ми.

 

        Этические беседы включила в систему многообразных методов. Содержание бесед составили в основном жизненные ситуации и опирались они на события, которые предоставляет жизнь и деятельность ребёнка в кругу сверстников.

 

        Интересно проходили «путешествия в страну дядюшки Этикета».

 

 Пришлось преодолевать различные препятствия. Чтобы открыть замок на воротах, нужно назвать «волшебные» слова, которые знают дети. А как же перейти реку, если нет моста? Мост через реку перекинулся, когда дети назвали правила дружбы. Такие путешествия заканчивались сюрпризным моментом.

 

Использовала разные виды театра: драматизация «Добрый день», «страна Вежливости», кукольный спектакль «Встречаем гостей», настольный театр «Подари подарок другу».

 

     Работа, проводимая в группе с детьми, нашла продолжение в семье. Использовала совместную деятельность детей с родителями в сочинении рассказов о добрых поступках, чуткости. На родительском собрании обсуждали особенности общения ребёнка со сверстниками. На консультациях даны «рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми». Вместе с родителями оформлен альбом «Наши добрые поступки». В результате проведённой работы дети не только приобрели знание норм речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях. Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы: советы, извинения, одобрения, комплименты. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Дети теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Заметно это сказывалось на занятиях по коммуникации, когда дети составляли рассказы из личного опыта. Рассказы были проникнуты теплом и заботой о своих близких.

 

    Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.

 

    Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Использовала в своей работе следующие группы игр.

 

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

 

«Ласковое имя»

 

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

 

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (сердечко). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Анечка, Юлечка, Дашуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

 

«Разговор по телефону»

 

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

 

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

 

«О чём спросить при встрече»

 

Цель: содействовать обучению детей вступать в контакт.

 

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) . Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.) . Дважды повторять вопрос нельзя.

 

Игры на развитие навыков невербального общения:

 

«Как говорят части тела»

 

Цель: содействовать обучению детей невербальным способам общения.

 

Ребёнку даются разные задания.

 

Покажи:

 

как говорят плечи “Я не знаю”;

 

как говорит палец “Иди сюда”;

 

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

 

как говорит голова “Да” и “Нет”;

 

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

 

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

 

«Сделай подарок»

 

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

 

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

 

 «Здороваемся без слов»

 

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

 

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

 

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе:

 

«Робот»

 

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

 

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

 

«Удержи предмет»

 

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

 

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате.

 

Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

 

Игры на телесный контакт:

 

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

 

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

 

Я дрозд. (Показывают на себя.)

 

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)

 

У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

 

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

 

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

 

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

 

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

 

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

 

«Возьмёмся за руки, друзья»

 

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

 

«Ручеёк»

 

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

 

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра.

 

Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

 

«Руки танцуют»

 

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

 

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

 

     Важно воспитывать культуру общения у детей и в повседневной жизни, и в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д. Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему» (пословица). Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.