+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Моделирование как технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования

Автор: Полупанова Ирина Николаевна

 

Становление и развитие своего творческого потенциала я вижу в применении метода моделирования, как технологии эффективного усвоения информации детьми в процессе образовательной деятельности.

 

    Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе  воспитания.  В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.
     Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

 

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми  детского сада состоит в том, что:

 

§  во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем/

 

§  во –вторых использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает быстро усваивать материал.

 

§  в третьих, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

 

§  в-четвёртых, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. 

 

Для дошкольников применяются разные виды моделей:

 

1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3.Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута, схемы для творческого рассказа , лабиринты.

 

Специалисты по моделированию выделили 3 этапа: работы с моделью.

 

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

 

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

 

3. Самостоятельное составление моделей.   

 

  Моделирование используется в непосредственно-образовательной деятельности («Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое») и в самостоятельной деятельности детей для обобщения у них представлений об окружающем.

 

Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

 

 На начальном этапе работы, в младшем дошкольном возрасте используются модели, имеющие сходство с реальными предметами, персонажами. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Репка», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть. каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

 

 С помощью двигательного моделирования воспроизводится последовательность действий. Умение подбирать модель по принципу, строить модель по ходу изложения.

 

Применяются модели с минимумом деталей. Это геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например,,

 

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

 

 В старшем возрасте используются мнемотаблицы  ( графическое моделирование)для составления описательных рассказов, пересказывание  сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми.

 

Мнемотаблица  - это схема, в которой заложена определённая информация.

 

Работа с мнемотаблицами ведётся  поэтапно.

 

1. Сначала м с детьми рассматривается и разбирается таблица, что на ней нарисовано.

 

2.Затем – осуществляется  перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы.

 

3. Далее – составляется  рассказ с опорой на символы(образы) т.е. отрабатывается  метод запоминания. При этом дети рассказывают самостоятельно или с помощью педагога.

 

4. На следующем этапе -  ребёнок сам воспроизводил таблицу при её показе ему.

 

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

   Универсальность опорных схем позволяет использовать  не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в различных видах детской деятельности.