+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе

Автор: Буханкова Светлана Владимировна

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка - Зима»

Цель: развивать творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи ООД:

Образовательные задачи:

• Познакомить с новой техникой рисования –процарапывание рисунка вилкой. Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования (процарапывание вилкой, метод «тычка»рисование мятой бумагой);

• Закреплять знания детей о характерных признаках зимы.

Развивающие задачи:

 

Развивать отзывчивость на поэтический и музыкальный образ, сопереживание, желание изобразить в пейзажном рисунке услышанное, прочувствованное. Предложить детям изобразить метель в нетрадиционной технике:

• развивать самостоятельность, чувство ритма и композиции;

• развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

• развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Воспитательные задачи:

• воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, поэзию;

• воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;

• воспитывать аккуратность при работе с красками.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

• Текст стихотворения: А. С. Пушкин «Зимнее утро»;

• Аудиозапись музыкального произведения Свиридова «Метель. Вальс»;

• картина И. Шишкина «Зима»;

• Одноразовые вилки, тонированные голубым цветом альбомные листы, белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, ватные палочки, тарелочки.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Наше занятие я хочу начать со стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года описывается в стихотворении?

Дети: Зима.

 

Воспитатель: Давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

Ответы детей. (Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая и т. д.)

Воспитатель: Ребята, зима бывает разной. Если стоят сильные морозы, то какая зима? (Морозная.) Часто дуют вьюги - вьюжная, долго стоят холода - холодная, кружится снег – снежная. А еще, зиму называют суровой, лютой, а если как в сказке - сказочной.

А как зиму можно назвать ласково? (зимушка)

Воспитатель: Ребята, сегодня последний день календарной зимы. Сегодня 28 февраля.Я предлагаю вам вспомнить, какой была эта зима?  помогите мне составить рассказ о Зимушке-зиме. Я начну, а вы закончите предложение.

-Земля покрылась белым, пушистым (снегом)

-Зимой реки и озера покрываются гладким (льдом)

-Зимой мороз рисует причудливые (узоры)

-Зимой деревья стоят (без листьев или порытые снегом)

-Зимой метут (метели)

Воспитатель: Замечательный рассказ получился! А как можно веселиться зимой?

Ответы детей. (Кататься на санках, коньках, лыжах)

Воспитатель: А в какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Дети: в «Снежки».

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в «снежки».

Физкультминутка "Снежок" (координация речи с движением, развитие воображения).

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили ("Лепят", меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)

Очень гладкий (Гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)

И сломаем. (Топают)

Воспитатель: Посмотрите на этот стенд. Скажите, ребята, какая зима в нашем селе? Давайте еще раз вспомним.

Ответы детей. (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и холодная, и с метелями, и со снегом хрустящим.

Поэты, художники, композиторы очень любят рассказывать нам о зиме в своих произведениях: стихах, картинах, музыке..Дети, мы с вами знаем, что зимой бывает разная погода – и солнечная, и пасмурная. Может идти снег или стоять ясный морозный день. Я сейчас включу музыку, а вы догадаетесь, какую зимнюю погоду изобразил композитор (Г.Свиридов «Метель»).

Воспитатель: Действительно – это метель, вьюга, пурга, буран. Дует сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес, и тогда ничего кроме этой белой пелены, не видно. В такую погоду лучше не выходить на улицу – можно заблудиться, потеряться. Плохо приходится тем, кто в пути, потому что дорогу заметает снегом, она теряется, и ничего  невозможно увидеть. Мы читали об этом в рассказах и сказках. Да и самим приходилось иногда идти в метель. Помните, как трудно было двигаться, когда яростный ветер со снегом дул в лицо?

  Очень славится метелями, бурями, пургой зимний месяц февраль. Помните  в сказке «Двенадцать месяцев» февраль приказал ветрам, бурям ураганам дуть, что есть мочи, а к ночи разыграться вихрям, вьюгам и буранам, крутиться дымиться, и взбить летучие снега?

         Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется изображение природы на картине? Пейзаж. (Вывешивается картина И.Шишкина «Зима».) Сегодня мы с вами отправимся на прогулку вот в этот уголок природы. Ещё раз посмотрите внимательно на картину, чтобы знать, как одеться! Какое время года изображено на ней? Как вы узнали, что здесь нарисована зима?

Вот мы идём, идём, идём. Кругом кусты, все в снегу. Снег под ногами поскрипывает. Морозно. Пришли на полянку. Остановимся вот здесь (показывает точку на картине) и осмотримся вокруг (даётся минута на рассматривание картины). Что же вы увидели здесь? Ёлки покрыты снегом, воздух пахнет елями, кругом очень густые кусты. Очень красиво от морозного инея. Под ногами скрипит снег. На снегу розоватый оттенок. Небо тоже красивое, морозное, словно смотрит вниз. Скажите, какой лес изобразил И. Шишкин? Лес у него не спит, потому что солнце светит. Деревья заснули под толстым снегом, но солнце выглянуло и лучами его пробуждает. А разве бывает снег, как на картине — розовый?

Воспитатель: А как называют художника, рисующего пейзаж?

Дети: пейзажист.

Воспитатель: Из чего нам понятно, что на картине изображена зима?

- Что изобразил художник?

- Какого цвета краски использовал художник?

- Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину?

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже можем передать характер и настроение зимы. Давайте сегодня мы тоже будем пейзажистами и сами попробуем нарисовать зимний лес. Но мы будем необычными художниками, и рисовать мы будем необычным способом.

Давайте пройдем за свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, что необычного лежит у вас на столе?

Дети: вилки, ватные палочки.

Воспитатель: И как они нам пригодятся? Давайте рассмотрим вилку. У нее есть ручка и четыре  острых зубца. Что мы привыкли делать вилкой?

Оказывается, вилкой можно еще рисовать. Сегодня я познакомлю вас с новой техникой рисования, которая называется процарапывание.(Повторяем слово).Посмотрите, у нас на листах изображены голые зимние деревья. Скажите, как они должны выглядеть зимой? Значит наша задача- изобразить снег на деревьях и на земле, снежинки в воздухе. Мы нарисуем зимний пейзаж. Я научу вас рисовать снег на ветках кистью и вилкой. Обмакнем кисть в белую гуашь и нанесем на ветки по всему дереву пятна (кляксы).Потом промоем кисть и положим на подставку. Берем вилку и зубчиками растушуем (процарапаем) краску, делая ветки пушистыми от снега. Напомните, как обращаемся с заостренными предметами? Будьте аккуратны.

Итак, всем понятно, как мы будем рисовать снег? Готовы?

Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки - Изображаем деревья: поднимаем руки,

растопыриваем пальцы,изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки. - Указательный и средний пальцы обеих рук

«бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном, - Делаем «колечки» правой и левой рукой

и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком. - Соединяем кончики пальцев рук так,

чтобы получились «шарики»

 

Воспитатель: Вот теперь приступайте к работе.

(Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает по мере необходимости).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что на наших работах чего-то не хватает, ведь мы рисуем зимний пейзаж.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, в воздухе нет снежинок. Предлагаю снежинки нарисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и методом тычкования нарисуем снежинки.

(Самостоятельная работа детей под музыку «Метель»)

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Вот и улетели наши снежинки.

Воспитатель: Падают снежинки на землю и получаются сугробы. Их мы тоже нарисуем необычным способом - с помощью мятой бумаги. Давайте возьмем кусочки бумаги и помнем их. Обмакиваем мятую бумагу в краску и «печатаем» сугробы.

(Дети дорисовывают пейзаж, воспитатель помогает им по мере необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот какие у нас получились замечательные зимние пейзажи. Сегодня вы заберете их домой, и будете вспоминать прошедшую зиму.

Итог занятия.

- Итак, ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

- Посмотрите на свои картины. Как называются такие картины?

- Чем вы их рисовали?

- Какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?

- Спасибо вам, ребята, за ваши старания.