Целительная сила песка
Автор: Корсакова Вера Николаевна
Целительная сила песка.
Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.
Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.
Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.
Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком с детьми с ОВЗ. Дети с аутистическими чертами хорошо воспринимают данную форму работы. В процессе игры с песком закрепляются математические знания, обучение грамоте, решаются логические задачи, развивается тонкая моторика и речь и другие психические процессы. Почему дети любят играть в песке?
Песок помогает расслабиться:
руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;
песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;
из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.
А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Цель игр с песком:
Снятия психоэмоционального напряжения и созданию положительного настроя.
Развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.
Развитию воображения, творческого потенциала.
Развитию мышления, речи, памяти, внимания.
Формированию положительных черт характера.
Развитию интеллекта, обучению новым навыкам.
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа, песок.
УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СЛЕДЫ»
Развитие тактильной чувствительности. (2-5 лет)
Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные:
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»),
Развивает внимание и наблюдательность. (3-4 года)
Предложите ребенку слепить или нарисовать на поверхности песка любую скульптуру или картинку. Затем он показывает её Вам, а сам в это время отворачивается. Вы изменяете некоторые детали и показываете полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке.
В процессе игры Вы можете поменяться ролями с ребенком.
По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.
Для игры можно взять любые фигурки, которые у Вас имеются дома.
Предложите ребенку или нескольким детям взять песок и на поверхности песочницы создать с его помощью острова, украсить эти острова с помощью миниатюрных фигурок или других сподручных материалов (пуговицы, бусинки, камушки и др.).
Предложите ребенку или детям отправиться путешествовать по этим островам, рассказывая о них: как они называются, что на них растет, кто на них живет.
Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти. (5-6 лет)
Нарисуйте домик на листе бумаги или возьмите готовую картинку и предложите ребенку запомнить и построить песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку нужно помочь, например дать инструкцию последовательных действий.
■ УПРАЖНЕНИЕ «СТРАНА НАШИХ ЧУВСТВ»
Снятие психоэмоционального напряжения. (4-10 лет)
Предложите ребенку на ровной поверхности песка нарисовать или слепить свой страх. Затем разрушить скульптуру или выровнять рисунок, чтобы получилась ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, предложите ребенку создать «веселую картинку» из материала и фигурок, которые ему нравятся.
Проживая сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций, усваивает культурные и моральные нормы. Вы можете проиграть в песочнице любимые и известные сказки, например:
Слепите из песка дом, где жили бабка и дед, лес. холмы, которые находились рядом с домом.
Дальше, следуя по сюжету сказки, вместе с ребенком слепите колобка, можете из подручных материалов нарисовать ему глазки и ротик.
Когда колобок уходит от бабушки и дедушки, можно разрушить домик и на его месте вылепить лес с холмами и деревьями и тропинку, по которой катится колобок и встречает последовательно героев - обитателей леса. Слепите из песка зайца, потом вместо него волка, дальше медведя и лису. Ребенку очень понравится строить новые и разрушать старые сцены из сказки, обсуждать с Вами каждого героя и его действия.
Слепите вместе с ребенком из песка просторный крепкий дом - Теремок. Возьмите маленькие фигурки животных, которые имеются у Вашего ребенка. Если нет фигурок, то героев сказки можно также слепить из песка.
После того как все герои сказки: мышка, лягушка, заяц - окажутся в теремке, а медведь залезет на крышу, можно предложить разрушить теремок, так как герои сказки по сюжету не влезли в него.
После разрушения Теремка предложите ребенку с помощью героев сказки построить новый, более просторный Теремок.
В первую очередь сделайте одну большую овальную форму - это будет туловищем кошки. Затем слепите несколько круглых шариков, как на картинке: один большой шар для головы, один среднего размера для хвоста и три маленьких шара для лап.
Две передние лапки прикрепите к туловищу. Затем сверху расположите голову таким образом, чтобы она лежала на передних лапках. Из последнего маленького шарика сделайте заднюю лапку. Для этого вам нужно слепить колбаску, прилепить ее к боку туловища и придать ей форму. Пальчиками сгладьте все неровности и трещинки.
Возьмите среднего размера шарик и скатайте его в колбаску - это будет хвост. Широкую часть прилепите к концу туловища, узкую часть прикрепите к задней
лапке.
Чтобы сделать ушки, вам нужно слепить два треугольника и прикрепить их на голову. Деревянной палочкой аккуратно смоделируйте ушки. Округлым уголком скрепки нарисуйте на мордочке глаза, брови, рот, веснушки, усики и лапки.
Шерстку можно нарисовать с помощью пластмассовой вилки. Аккуратно рисуйте линии на туловище и лапках, не задевая при этом мордочку. На ней отметьте точку для носика. Небольшая треугольная форма поможет вам сделать носик-кнопку, которую вы прилепите к основанию точки.
Вы можете переносить любые обучающие и развивающие упражнения в песочницу, так как песок дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более наглядно и интенсивно происходит развитие познавательных процессов у Вашего ребенка.
! Вы можете предложить слепить ребенку то, что его окружает: дом, детский сад, двор или воображаемый мир. Податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
! Вы можете вместе с ребенком проиграть любую известную Вам сказку или сочинить свою.
! Вы можете вместе с ребенком лепить каждый день новых героев из мультиков или сказок, используя разные предметы.
Педагог-психолог Корсакова Вера Николаевна