+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС

Автор: Уварова Надежда Петровна

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Подготовка к школе в последнее десятилетие зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности. Сформированы ли ее предпосылки, а тем умеет ли ребёнок читать или считать и т. д.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Мы все прекрасно понимаем, что такое деятельностный подход.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

В школах в 2011 году введены Федеральные государственные стандарты начального общего образования. С 1 сентября 2013 года Федеральный государственный стандарт дошкольного образования  введены в ДОУ. Данные нормативные документы направлены на обеспечение подлинной преемственности двух подсистем образования, их реализации и приемлемые для каждого возраста результаты освоения.

Сопоставление основополагающих документов позволяет нам убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение результатов освоения образовательной Программы, интегративных качеств воспитанников являются основой для начала реализации на практике проблем преемственности.

Стандартизация позволила дошкольному образованию стать частью общей системы образования. Ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования. Документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Важнейшим условием эффективной работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Коллектив МБДОУ Д/с № 41 «Росинка» успешно осуществляет работу по преемственной связи МОБУ СОШ № 25. Работаем по совместно составленному плану: проводим родительские собрания с участием педагогов школы, посещаем открытые мероприятия, ежегодно проводим анализ успеваемости бывших воспитанников детского сада. И это сотрудничество нас радует.

Какими мы видим общие цели образования дошкольников и младших школьников?

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1.      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.      духовно-нравственное воспитание личности ребенка;

3.      социально-личностное развитие детей;

4.      сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.


Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение приоритетных задач:

  1. приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  2. обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;
  3. развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  4. формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
  5. развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включая детей в разнообразные формы сотрудничества.


Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

1.      установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;

2.      выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

3.      создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

4.      всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

5.      оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребёнка в школу;

6.      формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.


Реализация общей цели и задач образования детей 3-10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:

1.      личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;

2.      формирование предпосылок к учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;

3.      построение образовательного процесса с использованием соответствующих возрасту форм работы с детьми, формирование учебной деятельности на основе игры;


Общие условия:

1.      признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

2.      создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;

3.      учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

4.      образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

5.      создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

6.      разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

7.      осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

8.      доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.


Работу по преемственности детского сада со школой мы считаем, что целесообразно осуществлять по трём основным направлениям:

  1. методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику ДОУ, обсуждение критериев «модели выпускника», поиск путей их разрешения, изучение образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.)
  2. работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий)
  3. работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по различным вопросам для успешного обучения детей в школе).

 

Результатом сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  1. обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  2. гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья дошкольников и школьников.


Результатом плодотворного сотрудничества педагогов ДОУ и начальной школы, родителей (законных представителей), воспитанников и учащихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребёнка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.