Путешествие по созвездиям Натуральных чисел
Автор: Тоценко Татьяна Васильевна
Тема: Путешествие по созвездиям Натуральных чисел.
Цель урока:
· обобщить понятие натурального числа, используя приемы занимательности;
· закрепить вычислительные навыки учащихся;
· познакомить учащихся с числами-палиндромами, великанами;
· рассмотреть некоторые приемы быстрого умножения;
· продолжить развитие у школьников логического мышления, сообразительности.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна, и я проведу у вас занятие по математике. Вы уже повторили все действия с натуральными числами и сегодня мы немного расширим ваши знания по этой теме. Итак, тема нашего урока – Путешествие по созвездиям натуральных чисел.
- Страна Натуральных Чисел – это необыкновенная, замечательная страна, в которой живут, трудятся и властвуют натуральные числа. Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности, и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала необычайная магическая сила Числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения.
Сейчас мы с вами отправляемся в космическое путешествие по Созвездиям Натуральных Чисел. Для этого нам необходимо выбрать космический корабль, и посчитать, какую скорость нужно придать нашему кораблю, чтобы выйти на околоземную орбиту.
II. Устная работа.
- Ребята, обратите внимание на этот рисунок. Здесь изображен космический корабль с помощью цифр. Вы должны посчитать сумму всех цифр, изображенных на рисунке.
- Сколько у вас получилось?
- Затем полученный результат разделить на 4.
Ответ: 8 км/с –скорость нашего корабля – это первая космическая скорость , необходимая для преодоления земного притяжения.
III. Презентация к уроку.
1. Числа – палиндромы.
Итак, мы в космосе.
И первая планета, к которой приближается наш корабль, это планета Палиндромов. Вы наверняка помните книгу о приключениях Буратино. А помните, как строгая Мальвина учила его писать? Она велела ему написать такую фразу: «А Роза упала на лапу Азора», - а потом прочитать ее «наоборот». Если вы выполните этот приказ Мальвины, то увидите, что эта фраза действительно читается справа на лево так же, как и слева направо. Эта «волшебная» фраза называется палиндром, по русски – перевертыш. Но существуют и числа –палиндромы. Например: 121, 363, 878, 1221.
Возьми любое число 619
Переверни его 916
Сложи два числа 1535
Переверни сумму 5351
Сложи два полученных числа 6886
Результат — палиндром!
Возьми другое число 69
Переверни его 96
Сложи два числа 165
Переверни полученное число 561
Сложи 726
Переверни 627
Сложи 1353
Переверни 3531
Сложи 4884
Еще один палиндром!
- Ребята, а дома попробуйте, всегда ли из двузначных и трехзначных чисел получаются палиндромы, и можно ли из 4-х и 5-тизначных чисел получить палиндром.
- Ребята, что нового вы узнали на этой планете.
2. Приемы быстрого умножения.
- Наш полет продолжается. В окне иллюминатора мы можем наблюдать Созвездие
Быстрого Умножения. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми способами быстрого умножения.
Первый способ – умножение двузначного числа на 11.
1) Правило умножения двузначного числа на 11.
72·11=792; 35·11=385; 93·11=1023.
- Второй способ – умножение двузначного четного числа на число, которое оканчивается цифрой 5.
2) Правило умножения четного двузначного числа на число, которое оканчивается цифрой 5.
44·5=220; 28·15=420; 32·25=800
- Ребята, я вам предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу. Перед вами на столах лежит карточка с примерами. Вы должны их решить. Каждому ответу соответствует определенная буква. Заполнив таблицу вы узнаете, какое созвездие мы пролетаем.
1) 13·11= |
Г |
2) 32·5= |
А |
3) 27·11= |
Е |
4) 14·25= |
С |
5) 83·11= |
П |
913 |
297 |
143 |
160 |
350 |
П |
Е |
Г |
А |
С |
- Итак, какое созвездие у вас получилось?
- Правильно, это созвездие Пегаса. Проверьте, пожалуйста, ваши таблицы.
А вот так выглядит это созвездие на ночном небе. При взгляде на осеннее небо бросается в глаза почти правильный огромный четырехугольник ярких звезд, так называемый Квадрат Пегаса. В древности созвездие называли просто Конем. У этого крылатого Коня на небе показана только передняя часть. Он виден нам опрокинутым. Наш полет продолжается.
3. «Магические квадраты».
- Ребята, перед нами Черная дыра. И чтобы предотвратить угрозу исчезновения нашего корабля, нам нужно обратиться к «Магическим квадратам».
Существует такое предание, согласно которому китайский император Ию, живший примерно четыре тысячи лет назад, однажды увидел на берегу реки священную черепаху с узором из черных и белых кружков на панцире.
Сообразительный император сразу понял смысл этого рисунка. Чтобы и нам он стал понятен, заменим каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кружков.
Если сложить числа первой строки, получится 15. Точно такой же результат получается, если сложить числа второй, а также третьей строки.
При сложении чисел любого столбца тоже получается 15. Тот же результат получается и при сложении чисел по диагоналям: 4 + 5 + 6 = 15, 8 + 5 + 2 = 15.
Символ, изображенный на рисунке, китайцы назвали «ло-шу» и считали магическим – он использовался при заклинаниях. Поэтому квадратные таблицы чисел, обладающие таким удивительным свойством, с тех пор называют магическими квадратами.
Магические квадраты почитались не только в Древнем Китае. Во времена средневековья в Европе свойства магических квадратов тоже считались волшебными. Магические квадраты служили талисманами, защищая тех, кто их носил, от разных бед.
- На столах у вас лежат квадраты. Вы сейчас работаете в парах и должны подобрать и вписать в пустые клетки такие числа, чтобы наш квадрат стал магическим.
/На экране открывается магический квадрат и задание /
18 |
|
14 |
|
|||
|
15 |
|
|
|||
|
|
12 |
|
|||
- А сейчас проверим, правильно ли вы заполнили клетки? У вас должен получиться вот такой квадрат:
18 |
13 |
14 |
11 |
15 |
19 |
16 |
17 |
12 |
Ребята, поднимите руки, кто правильно заполнил квадрат. Молодцы, вы успешно справились с заданием. Посмотрите в иллюминаторы, Черная дыра осталась в стороне и мы можем лететь дальше.
4. Планета великанов.
Прямо по курсу «Планета Великанов».
-Ребята, с какими классами чисел вы знакомы? Назовите их.
А сейчас мы продолжим знакомство, но с классами чисел-великанов (таблица 1).
Название класса |
Число нулей |
Биллион (миллиард) |
9 |
Триллион |
12 |
Квадриллион |
15 |
Кинталлион |
18 |
Секстиллион |
21 |
Септиллион |
24 |