+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проект "Путешествие в Страну зёрнышек

Автор: Петрашенко Марина Михайловна

Проект

Тип проекта: коллективный, информационно-творческий. 

Тема: «Путешествие в Страну зёрнышек».

  1. Актуальность и постановка целей.

Ученик 1: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Как у настоящих путешественников,  что у нас должно быть? (карта)

Перед вами карта наших странствий.

Кто знает, как она называется? (карта мира)

Значит, где мы будем путешествовать? (по всему миру)

Но мы будем не просто путешествовать, а ещё и изучать разные зёрнышки.

Помогать нам будет птичка, которая хорошо всем известна. Отгадайте загадку и вы её узнаете:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает. (Воробей)

Воробышек :    Зёрнышки – одно из любимейших птичьих лакомств.  Но оказывается, зёрнышки любят не только птицы, но и люди.

Ученик 2:   Мы с вами каждый день едим зёрнышки, но часто об этом даже не догадываемся. Сегодня наш воробышек расскажет вам, как самые разные зёрнышки превращаются в продукты, и какие разные блюда из них готовят.

Ученик 3: Давайте вместе с воробышком  отправимся в путешествие по разным странам, каждая из которых знаменита своими зёрнышками.

Цель: совершить путешествие по карте мира и узнать о зёрнышках, которые популярны в разных странах.

 

Задачи:

-познакомить с разными зёрнышками и блюдами, которые люди научились из них делать;

-провести исследование и установить, что должен сделать человек, чтобы зёрнышки превратились в полезные продукты.

 

  1. Основная часть.

Воробышек:  Сейчас нам далеко лететь не надо, мы пока останемся на родине, значит где?   (В России.)

Ученик 4: Какие зёрнышки мы употребляем в пищу?

Какие–то зёрнышки мы едим целиком.

Кто знает названия этих зёрнышек? (гречка, перловка, рис, пшено)

Откуда берут гречневые зёрнышки? (гречиха)

Перловые? (ячмень)

 Пшено?  (просо)

 Что делают из этих зёрнышек?

(Из таких зёрнышек варят каши – гречневую, перловую, пшённую.)

Некоторые  зёрнышки размалывают на кусочки или расплющивают и тоже варят каши.

Из чего варят овсяную кашу? (Из овса, только зёрнышки расплющивают.)

Манную кашу? (Из пшеницы, зёрнышки размалывают на мелкие кусочки – крупинки)

Ученик 5:    Польза каш:

Каши - очень полезное блюдо. Они богаты витаминами, микроэлементами, клетчаткой, углеводами и белками. Белки – ценный строительный материал для клеток растущего организма.

Гречневая каша - это кладезь витаминов группы В, благотворно влияет на работу сердца, повышает гемоглобин.

Овсяная каша выводит из организма холестерин и богатый источник энергии.

Пшенная каша поможет очистить организм после приема антибиотиков. Она  медленно переваривается и надолго насыщает организм.

А вот перловую и ячневую каши  называют кашами красоты: очищают организм от токсинов, полезны для роста волос, укрепления костей и зубов.

Ученик 6: Мы провели опрос, где выясняли:

- любят ли дети нашего класса каши;

- какие каши любят больше всего.

Вот, что мы выяснили:……….

Вывод: те, кто ест каши, меньше болеет и хорошо растёт.

Ученик  7: А ещё из манки можно испечь очень вкусный пирог.

Если зёрнышки перемолоть очень мелко, то получают муку.

Их каких зёрнышек делают чёрный хлеб? (рожь)

  Из сухариков ржаного хлеба можно делать квас, поэтому по-другому его называют хлебным. Квас – традиционный русский напиток. Раньше на Руси была профессия квасника, который занимался приготовлением разных рецептов кваса. Кто пил квас, меньше болел.

Ученик 8: Из каких зёрнышек делают белый хлеб?

Самая известная мука – пшеничная.

Мы часто покупаем батоны белого хлеба в магазине, но редко задумываемся, что это слово означает. Если перевести его с французского языка, то окажется, что это «палка». Поэтому батоном называют только длинный узкий хлеб, а короткий и круглый – нет.

Ученик 9: На Руси был знаменит каравай – круглый  дрожжевой хлеб. Его пекли на праздники, свадьбы, дорогих гостей встречали караваем, который выносили на расшитом полотенце - рушнике.

Воробышек: А какой ещё известный продукт делают из пшеничной муки?

Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир.

Показывает (макароны)

Чтобы побольше узнать об этом продукте, перенесёмся в другую страну – Италию, потому что  здесь очень любят макароны.

Ученик 10: Из зёрнышек особой твердой пшеницы делают муку для макаронных изделий. Все они называются по-разному. Если перевести с итальянского на русский, то окажется, что «вермишель» - это червячки, а «спагетти» - ниточки. Посмотрите, какие разнообразные формы макаронных изделий придумали люди.

Воробышек: - Как готовят макароны?

Ученик 11:- Сейчас я вам расскажу. (Рассказ по картинкам.)

Ученик 12: Макароны можно сделать и дома – это лапша, которую нарезают из теста вручную.

Из макарон готовят разные вкусные блюда: супы, запеканки, фаршированные макароны, макаронные гнезда, паста, лазанья и многое другое.

Лазанья – макароны в виде прямоугольных листов.

Паста – это любые макароны с соусом.

Польза макарон заключается, прежде всего, в большом количестве клетчатки. Она, как известно, выполняет роль щетки в организме, освобождая кишечник от токсинов. При покупке макарон выбирайте те, которые приготовлены из твердых сортов пшеницы. Поэтому тем, кто хочет зарядиться энергией, повысить свою работоспособность и настроение, макароны не только можно, но и нужно употреблять.

Воробышек:  - Но придумали рецепт изготовления макаронных изделий не итальянцы, а китайцы.  Поэтому теперь перенесёмся в Китай.

Ученик 13: В Китае делали лапшу не из пшеничной муки, а из рисовой. Ели её не вилками, а палочками. Вырастить рис непросто.

Для выращивания риса необходим жаркий и влажный климат. Вот почему рис выращивают в основном в тропических странах. Рис относится к семейству травяных растений. Внешне он очень похож на камыш, который растет по берегам рек и озер.

Ученик 14:Посадка риса не похожа на посадку других растений. Перед началом работы рисовое поле заполняют водой, чтобы земля превратилась в грязь. В эту полужидкую грязь и высаживают кустики рисовой рассады.

На рисовых полях вода покрывает  почву тонким слоем. Во время созревания риса рисовод должен поддерживать уровень воды не меньше 13 сантиметров. Каждый килограмм риса, который вы покупаете в магазине, полит в среднем 4000 литров воды!

Ученик 15: Созревший рис образует хорошо всем известные рисовые зерна. Правда, он не белый, а коричневый, потому что покрыт шелухой. Чтобы рис легче разваривался и красивее выглядел, шелуху удаляют на специальных машинах. Не только в  Китае, но и  Японии, Индии – рис – основной продукт питания.

Ученик 16: Существует множество сортов и видов риса.

Каждый полезен по- своему. Например, наиболее полезный коричневый и пропаренный рис, так как сохраняет больше полезных веществ. Для приготовления плова больше подходит длиннозёрный рис, так как впитывает меньше влаги и не слипается. А вот для приготовления детских каш лучше подойдёт круглый рис, потому что прекрасно разваривается благодаря высокому содержанию стойкого крахмала. По последним исследованиям японцы выяснили, что рисовая каша повышает уровень интеллекта.

Из риса готовят разные блюда: каши, супы, запеканки, лепёшки, плов, кладут в котлеты, голубцы, пироги.

Польза этого древнего злака для здоровья неоспорима, не зря его называют «белым золотом». Рис является источником белка, витаминов, минералов, сложных углеводов, при этом в нем отсутствуют вредные жиры, натрий и холестерин.

Ученик 17:  -Ребята, оказывается из зёрнышек можно делать музыкальные инструменты- маракасы, если  взять  стаканчики из-под йогурта, насыпать туда разные зёрнышки. Послушайте, как они по-разному звучат. Давайте отдохнём, споём и поиграем на новых музыкальных инструментах.

Воробышек:  - Отгадайте загадку и вы узнаете, о каких зёрнышках пойдёт речь сейчас.         

                               В этих жёлтых пирамидках

                               Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза.)

Кукуруза – это американская гостья. Поэтому мы с вами перенесёмся в Америку.

Ученик 18: Для индейцев Америки она была самым главным растением, из неё готовили много разных блюд. Индейские племена жарили её со специями и травами, варили из неё суп, готовили напитки, украшали свои волосы и головные уборы. Что делают из кукурузы сейчас? (Поп-корн, воздушные кукурузные палочки, кукурузные хлопья, из кукурузной муки пекут хлеб, кукурузное масло.)

Воробышек:  - Многие вкусные вещи сделаны из зёрнышек, но не из пшеничных и   кукурузных.  Эти зёрнышки растут на дереве, из его зёрен делают вкусный напиток,  который  называется….( какао) Придумали его тоже  индейцы.

 Ученик 19: Сначала этот напиток был горький и его называли «чоколатль». Потом его привезли из Америки в Европу, стали добавлять в него сахар и переименовали в «шоколад». А позже люди научились делать твёрдый шоколад, который мы едим сейчас.  Чтобы зёрна какао стали вкусным шоколадом, их нужно высушить, обжарить, размолоть, смешать с сахаром и молоком, залить в формы и дать застыть.

Воробышек:  Чтобы рассказать о последних зёрнышках, отгадайте загадку:

Я проснулся утром рано
И налил Американо.
На обед, читая прессу,
Заказал себе эспрессо.
А потом нашёл причину
Выпить чашку Капучино.

А под вечер я, ребята,
Выпил Латте Макиато.
Так ответьте мне, друзья,
Что в итоге выпил я?

Мы перенесёмся с вами в Африку. Это родина зёрнышек кофе.

Ученик 20:  В природе  кофе - семечко, или косточка фрукта, который напоминает вишню. Этот фрукт растет на высоких кустах с блестящими листьями. В плоде созревает либо одно семечко, либо два, прижатые друг к другу. Многие взрослые любят пить по утрам этот ароматный напиток. Детям этот напиток пить  не рекомендуется. Готовят его из обжаренных и размолотых кофейных зёрен. А для детей размолотые кофейные зёрна добавляют в сладкое тесто, и получается кофейный торт.

  1. Итог.

Воробышек:  Ребята, на этом наше путешествие закончилось.  Мы благополучно прибыли домой и узнали,  какие интересные зёрнышки мы кушаем, чем они полезны, какие продукты и блюда из них можно приготовить.

Ученик 21: Чтобы зёрнышки стали вкусной едой, нужно их сначала посадить и вырастить, потом собрать урожай, приготовить еду, и только потом уже можно съесть. Не забывайте, сколько труда вложили люди разных профессий, чтобы эти зёрнышки пришли к нам на стол и стали такими вкусными.

А ёще из разных зёрнышек можно изготавливать красивые поделки, посмотрите, какую выставку приготовили ребята!

 Воробышек: Постарайтесь рассказать наши истории про разные зёрнышки своим друзьям и знакомым. Давайте попробуем, что приготовили из разных зёрнышек наши мамы.

Чаепитие.

Автор: Петрашенко М.М.