Край, в котором я живу
Автор: Ефремова Наталья Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» для 1-4 классов
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание изучаемого курса
3. Тематическое планирование
Цель учебного модуля - воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи учебного модуля:
Воспитательные задачи – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, пробуждение любви к Малой Родине.
Развивающие задачи – формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Образовательные задачи – формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.
Модуль рассчитан на получение результатов по трём уровням внеучебной деятельности школьников:
1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2 уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3 уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
1. Механизмы реализации курса внеурочной деятельности
Механизмы реализации содержания образования учебного модуля являются организационные формы и методы обучения. Учебная деятельность на занятиях осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы её организации
Предполагаемые результаты реализации программы
1 уровень – приобретение младшими школьниками социально-этических знаний, первичного понимания базовых ценностей и их роли в повседневной жизни
2 уровень – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям социо-культурного сообщества
3 уровень – получение младшими школьниками опыта самостоятельного общественного действия
1-2 классы
Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина в 1-2 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые првила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 1-2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию , пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( учебник, простейшие приборы и инструменты)
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на учебных занятиях и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
- называть формы поверхности Челябинской области и их особенности;
- перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения;
- связывать географическое положение Челябинской области и климата;
- называть основные природные зоны и их особенности;
- понимать влияние рельефа , климата и растительности на формирование почв Челябинской области;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области;
- уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.
3-4 классы
Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина в 3-4 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих, нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях , опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 3-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их;
- называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности;
- перечислять особенности споровых растений;
- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми, от того, что создано природой;
- узнавать современные герб и флаг Челябинской области, показывать на карте города и районы Челябинской области;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
2. Содержание образования предложенного учебного модуля определяет его программа. Наряду с научными представлениями программа учебного модуля предусматривает формирование и развитие опыта практической деятельности учащихся.
Учебный модуль представляет собой систему логически взаимосвязанных учебных тем:
« Природа», «История», «Народы», «География».
На освоение содержания образования данного модуля отводится 34 часа с преобладанием практических форм учебных занятий.
3. Тематическое планирование курса «Моя малая Родина»
1 класс
|
Тема |
Кол-во часов |
Формы текущего контроля |
|
Раздел 1 « Моя родословная»
|
|
|
1 |
Вводное занятие «Кто я? Где живу?» |
1 |
|
2 |
Тайны наших имён. |
1 |
|
3 |
Моя фамилия. Почему имя отличается от фамилии? |
1 |
|
4 |
Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом. |
1 |
|
5 |
Профессии моих родителей |
1 |
|
6 |
Семейные обычаи и традиции. |
1 |
|
7 |
Какие семейные обязанности ты выполняешь? |
1 |
|
8 |
«Загляни в бабушкин сундук». Рассказ о самой старинной вещи |
1 |
|
9-10 |
Игры моих прадедушек и прабабушек. |
2 |
|
11 |
Создание фамильного герба. Мини-проект. |
1 |
|
12 |
Лента времени моей семьи |
1 |
|
|
Раздел 2 «Мой край»
|
|
|
13 |
История имени моего города |
1 |
|
14-15 |
Улицы города. Дом, в котором я живу. |
2 |
|
16-19 |
Памятники и памятные места моего города |
4 |
|
20 |
Символы моего города |
1 |
|
21-22 |
Экскурсия по городу |
2 |
|
23-25 |
Растительный и животный мир моего города |
3 |
|
|
Раздел 3 «Литературный край»
|
|
|
26 |
Кондратковская Н.Г. «Сказ о горе Башмак» |
1 |
|
27 |
Кондратковская Н.Г. «Три сестры» |
1 |
|