+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Край, в котором я живу

Автор: Ефремова Наталья Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Край, в котором я живу»  для 1-4 классов

Содержание

1.       Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2.       Содержание изучаемого курса

3.       Тематическое планирование

Цель учебного модуля - воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи учебного модуля:

Воспитательные задачи – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, пробуждение любви к Малой Родине.

Развивающие задачи – формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Образовательные задачи – формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.

Модуль рассчитан на получение результатов по трём уровням внеучебной деятельности школьников:

1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2 уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3 уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

 

1.    Механизмы реализации курса внеурочной деятельности

Механизмы реализации содержания образования учебного модуля являются организационные формы и методы обучения. Учебная деятельность на занятиях осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы её организации

 Предполагаемые результаты реализации программы

1 уровень – приобретение младшими школьниками социально-этических знаний, первичного понимания базовых ценностей и их роли в повседневной жизни

2 уровень – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям социо-культурного сообщества

3 уровень – получение младшими школьниками опыта самостоятельного общественного действия

1-2 классы

Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина в 1-2 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. Почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые првила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 1-2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию , пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( учебник, простейшие приборы и инструменты)

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на учебных занятиях и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 1-2 классе является формирование следующих умений:

- называть формы поверхности Челябинской области и их особенности;

- перечислять полезные ископаемые родного края и их месторождения;

- связывать географическое положение Челябинской области и климата;

- называть основные природные зоны и их особенности;

- понимать влияние рельефа , климата и растительности на формирование почв Челябинской области;

- наблюдать за погодой и описывать её;

- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них границы Челябинской области;

- уважительно относиться к народам, живущим на Южном Урале.

 

3-4 классы

Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина в 3-4 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих, нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения.

В предложенных ситуациях , опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными  результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 3-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Исходя из имеющихся критериев.

 Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речис учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- наблюдать за сезонными изменениями на Южном Урале и описывать их;

- называть основные экосистемы Челябинской области и их особенности;

- перечислять особенности споровых растений;

- пользоваться картами Челябинской области, находить и показывать на них природные объекты;

- оценивать правильность поведения людей в природе.

 

Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина» в 4-м классе является формирование следующих умений:

- узнавать о жизни южноуральцев из исторического текста, карты и делать выводы;

- отличать предметы и порядки, созданные людьми, от того, что создано природой;

- узнавать современные герб и флаг Челябинской области, показывать на карте города и районы Челябинской области;

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;

- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

 

2.    Содержание образования предложенного учебного модуля определяет его программа. Наряду с научными представлениями программа учебного модуля предусматривает формирование и развитие опыта практической деятельности учащихся.

Учебный модуль представляет собой систему логически взаимосвязанных учебных тем:

« Природа», «История», «Народы», «География».

На освоение содержания образования данного модуля отводится 34 часа с преобладанием практических форм учебных занятий.

3.    Тематическое планирование курса  «Моя малая Родина»

1 класс

 

Тема

Кол-во часов

Формы текущего контроля

 

Раздел 1 « Моя родословная»

 

 

 

 

1

Вводное занятие «Кто я? Где живу?»

1

 

2

Тайны наших имён.

1

 

3

Моя фамилия. Почему имя отличается от фамилии?

1

 

4

Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.

1

 

5

Профессии моих родителей

1

 

6

Семейные обычаи и традиции.

1

 

7

Какие семейные обязанности ты выполняешь?

1

 

8

«Загляни в бабушкин сундук». Рассказ о самой старинной вещи

1

 

9-10

Игры моих прадедушек и прабабушек.

2

 

11

Создание фамильного герба. Мини-проект.

1

 

12

Лента времени моей семьи

1

 

 

Раздел 2 «Мой край»

 

 

 

 

13

История имени моего города

1

 

14-15

Улицы города. Дом, в котором я живу.

2

 

16-19

Памятники и памятные места моего города

4

 

20

Символы моего города

1

 

21-22

Экскурсия по городу

2

 

23-25

Растительный и животный мир моего города

3

 

 

Раздел 3 «Литературный край»

 

 

 

 

26

Кондратковская Н.Г. «Сказ о горе Башмак»

1

 

27

Кондратковская Н.Г. «Три сестры»

1