+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сущность и формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития образования

Автор: Кишмерешкина Наталья Александровна

 

В современных условиях развития образования в России система дошкольного образования испытывает кардинальные перемены.

Необходимо отметить обращение Правительства и Президента к нормативным документам мирового сообщества и Российской Федерации при проведении реформ.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, выделяются права ребенка на особую заботу и защиту, согласно Всеобщей декларации прав человека и, закрепленная Конституцией РФ, гарантия государственной поддержки семьи, материнства и детства. Здесь же уточняется, что подписанием Конвенции о правах ребенка и иных международных актов в сфере обеспечения прав детей, Россия подтверждает обязательство формировать комфортную и доброжелательную среду для жизни ребенка.

Обеспечение благополучного и защищенного детства определено одним из основных национальных приоритетов России. О государственной политике в области детства говорится и в послании Президента России Федеральному Собранию. А Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отражает проблемы детства и пути их решения. 

Опираясь на Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 – 2015 годы, национальная стратегия гарантирует права детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы, а также устанавливает совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права по защите интересов детей. Так законом «Об образовании в Российской Федерации» и введенным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определено взаимодействие педагогов с семьей.

Проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников исследовались многими отечественными и зарубежными учеными, педагогами и психологами. Большой опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи накоплен отечественной педагогической наукой. Известны научные труды Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Среди современных исследований выделяются работы Г.М. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Т.А. Данилиной, Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, Рожкова М.И., Л.В. Свирской, О.В. Солодянкиной и других, которые в своих научных трудах отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Во взаимодействии педагогов с родителями ученые высказывают разные точки зрения по приоритетности сторон в воспитании ребенка и это препятствует сотрудничеству. Например, О.Л. Зверева рассматривала взаимодействие педагогов и родителей через пропаганду педагогических знаний воспитателями. Автор представляет взаимодействие педагогов с родителями как помощь воспитателя родителям ребенка в обучении педагогическим навыкам и действиям. Взаимодействие педагога с семьей ребенка – одна из сложных сторон деятельности воспитателя, считает Зверева О.Л.

Такой подход приводил к формализации сотрудничества и отчуждению воспитателей и родителей. Исследователи Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева отмечали в своих работах неэффективность такого направления во взаимодействии и искали причины сложности работы с семьей.

Приоритет родителей, как первых педагогов, в обязанность которых входит закладка основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве был признан статьей 18 п.1 закона «Об образовании».  

Но взаимодействие и оказание помощи родителям определено одним из ключевых принципов национальной стратегии «Партнерство во имя ребенка. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей с использованием последних достижений науки, современных технологий».

М.И. Рожков раскрывает сущность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Автор считает такое взаимодействие универсальной формой развития, приводящей каждое звено в новое качественное состояние. По его мнению, взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение .

Н.А. Андреева конкретизирует понятие «взаимодействие», определяя его значение как общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Автор уточняет сущность «взаимодействия» как сотрудничество педагогов и родителей при равенстве позиций партнеров, уважительном отношении друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей, с соблюдением принципов: взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание и взаимовлияние. Н.А. Андреева подчеркивает, что общение должно проявляться не только в обмене информацией, но и в организации «обмена действиями», в планах общей деятельности.

После проведенных исследований, ученые пришли к выводу, что семья, по высказыванию Н.А. Андреевой, «одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования» .

Большая группа исследователей, таких как И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и другие считают, что процесс усвоения ребенком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Поэтому в раннем детстве взаимодействие семьи и дошкольного учреждения необходимо и особенно в моменты, уязвимые для ребенка.

В процессе исследования семей, педагоги пришли к выводу, что в современном обществе молодые родители проявляют желание получать информацию и часто являются активными пользователями Интернет, хотя очень заняты. А.Н. Саянина видит новый путь для организации взаимодействия педагогов с родителями в применении новых информационных технологий, в том числе Интернет, организацию сетевого взаимодействия.

Н.С. Кузнецова предлагает следующие формы дистанционной работы педагога с родителями воспитанников с использованием ИКТ:

1)                сайт детского сада;

2)                сотовая связь;

3)                газета группы;

4)                электронная газета, журнал;

5)                электронная почта;

6)                создание медиатеки;

7)                электронная рекламная деятельность;

8)                телемост;

9)                использование личной веб-страницы;

10)           телекоммуникационный проект;

11)           дистанционные конференции.  

Рассмотрим подробнее некоторые основные формы.

Создание сайта детского сада дает возможность любому родителю и педагогу-воспитателю познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса именно в данном дошкольном учреждении, быть в курсе событий, происходящих в нем. Здесь же, на отдельной страничке для родителей, освещаются их проблемы и способы решения.

Сотовая связь – это живой диалог педагога с родителями для передачи оперативной информации, объявлений и сообщений о проблеме.

Газета группы может содержать несколько разделов, а может иметь одну тему для всех материалов по предложению Кузнецовой Н.С..

Электронная почта имеет больше возможностей для общения с родителями, малыши которых только готовятся поступить в детский сад. Воспитатели могут выслать огромный объем интересующей родителей информации, а родители сведения о ребенке индивидуального характера, связанные с поведением, привычками и другое.

На личной страничке воспитателя в сети Интернет можно разместить общие для всей группы материалы: консультации по разным направлениям в развитии и обучении ребенка, советы специалистов. Но согласно Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», нельзя выкладывать личные фотографии детей, результаты диагностики и персональные сведения о детях и их родителях.

Использование медиатеки для проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий повышает их качество, потому, что воздействие идет через зрительный, а не только слуховой канал восприятия.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты, имеет преимущество перед беседой в реальном времени в том, что участникам предоставляется больше времени на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений.

Дистанционное взаимодействие педагогов детского сада с родителями воспитанников предполагает неформальные отношения с целью обмена мыслями, чувствами, переживаниями на основе взаимодоверия, взаимоуважения, взаимовлияния, с использованием различных форм информационных телекоммуникационных технологий.