+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Что такое деньги?

Автор: Кравченко Надежда Алексаендровна

«ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ»?           

Тип внеклассного занятия: Урок открытия

Цель:

Обучающая: формирование представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег.

Формы и методы обучения.

Методы: частично- поисковый.

 Формы: индивидуальная фронтальная работа в парах и групповая

Задачи:

  • дать представление об экономических причинах возникновения денег, о функциях денег, сформировать  понятие «деньги»,  ознакомить с понятиями «бартер», «купля-продажа», познакомить с историей названий некоторых денежных знаков;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь и коммуникативные навыки детей;
  • воспитывать бережливость.

Оборудование:

·       презентация,

·       монеты достоинством 1 копейка, рубли, деньги других стран – на каждой парте,

·       наглядно-демонстрационный материал;

Планируемые результаты

Предметные:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научаться:

1.Формироватьмотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Характеризовать функции и роль денег

3.Анализировать реальные экономические ситуации

4. Систематизировать информацию и представлять её в схематичном виде

1) Коммуникативные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

2.) Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий

3) Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации: анализировать сравнивать классифицировать и обобщать факты и явления; давать

определения понятий

Формирование умения нести ответственность за свои решения, развитие творческих способностей через активные формы деятельности

 

Ход урока

І. Организация класса.

ІІ. Мотивация.

(слайд 1)

Ой, какие ребятки, я правильно пришла в 3-а класс. А как меня зовут?  (ответы детей). Ваша учительница  попросила меня сегодня провести урок,  после раздумий, а ладно, я согласилась. Но не думайте, что вам будет легко, мы с Лариской придумали такие задания. А пока отгадайте загадку.

(слайд 2)                                        Всего лучше для державы,
Если ты куешь успех…
Если все рубли в работе,
То владелец их в почете…
И страна богаче всех.
(Э. Успенский, И. Агрон.)

- Как вы понимаете эти слова? Что же это такое. Что за отгадка?

-Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока?

(Старуха Шапокляк  помогает детям сформулировать тему)

Рассказ Старухи Шапокляк(слайд 3)

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гон­чары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожу.

(слайд 4)

Но обменивать товары очень сложно, т.к. ценность вещей и продук­тов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы из­готовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

Инсценирование.

Сейчас мы поиграем и узнаем, как выглядел такой обмен. Игра называется "Найди и поменяй”. На столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши.)

– Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим:

1). Затрачивается много времени.

2). Сложность и неудобство поиска.

3). Обмен может сорваться.

(слайд 5)

Представьте себя на рынке. Вам надо выменять нужный вам товар.

(Дети не могут  обменять свой товар на нужный для них).

-На рынке есть всё необходимое, но дети не могут получить нужные им вещи.

-Как быть в такой ситуации? (Возможный ответ: Нужен двойной обмен.)

Сделка состоялась.

Вывод, к которому Старуха Шапокляк подводит детей с помощью проблемного диалога:

Обмен совершить трудно. Это занимает много времени. Трудно сравнивать ценность двух предметов друг с другом, подбирать эквивалентные (термин для учителя) по ценности предметы

Формирование понятий.

-Возможно, кто-то из вас знает, как называется обмен товара на товар без участия денег?

(слайд 6)

БАРТЕР - это прямой обмен одних товаров на другие без участия денег.                      

- Кто сможет назвать другой способ обмена, в котором могут участвовать деньги.                   

КУПЛЯ-ПРОДАЖА - способ обмена, в котором участвуют деньги.                   

 (слайд 7)

Вот стоимость некоторых товаров того времени:

за подкову — 1 рыбина;

за пару женской обуви — 3 рыбины;

за бочонок вина — 100 рыбин;

за бочонок сливочного масла — 120 рыбин.

Как видим, люди перепробовали немало способов обмена, пока их развитие не привело к деньгам

 (слайд 8)

Помните мультик про Мартышку, Удава, Слона и Попугая? Тот, где удава измеряли попугаями? Оказалось, его длина – 38 попугаев и одно попугаечье крылышко. А чем бы вы измерили Удава? Наверное, метром? Метром меряют длину, высоту, ширину.

А деньгами? Что мы измеряем, когда говорим, что шоколадка – 40 рублей, диван – 3000 рублей? Почему маленькие легкие вещи бывают дороже больших и тяжелых? (Ответы детей)

– Почему цены такие? А что такое цена?

(слайд 9)

Цена – это договор, соглашение между покупателем и продавцом. Чаще всего продавец предлагает цену, а покупатель соглашается или нет. Но можно и поторговаться.

Мы уже выяснили, что деньги – это то, что все охотно берут в уплату за свой товар.

– Но деньгами нужно уметь пользоваться, правильно ими распоряжаться. Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами. Представьте, что вы в школьном буфете. Вам необходимо купить обед. У вас 30 рублей. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них. Отметьте, что бы вы купили.

Обсуждение. Лиза купила на эти деньги шоколадку, а Петя – картофельное пюре, котлету и компот. – Как вы думаете, кто правильнее потратил эти деньги? (Петя) Почему? (ответы детей)

 - Как вы думаете: какие из этих предметов могли выступать в роли денег?

 (слайд 10)

 (Старуха Шапокляк выставляет на стол фигурку быка, чай, соль, раковину, шкуру, выслушивает ответы детей.)

Первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы. Нам бы, ни за что не догадаться, что это они и есть: в одних местах, как уже говорилось, живой скот: овцы, коровы, быки. А в Мексике, например, какао-бобы, в Сибири и Канаде в ходу были «меховые» деньги — шкуры зверей. В других местах деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, сушеная рыба.

- Какие же были преимущества у металлических денег перед другими?

Вывод, к которому Старуха Шапокляк подводит детей с помощью проблемного диалога:

Они не портились, не занимали много места. А при сделках легко делились на части, но при этом не теряли своей ценности.

Пример для такого диалога:

- Если разделить на мелкие кусочки шкурку соболя или черно-бурой лисы, чему будет равняться стоимость всех кусочков?     

-Нулю!

-Из каких металлов изготавливали монеты?

Учитель: Изготавливали монеты из серебра, золота, меди

- Но металлические монеты были не совсем удобны  в обращении.

 (слайд 11)

Первые металлические деньги на Руси назывались гривны.

- Как вы думаете почему? 

(слайд 12)

Чтобы не испытывать неудобств, деньги, то есть гривны, решили изготовлять одного веса.

Новгородский рубль весил 200 граммов. Сколько будет весить

             10 рублей?                                  

            100 рублей?

 Легко ли ходить на рынок с кошельком, который весит 20 килограммов?

(слайд 13)

Гривны были слишком тяжелы,  поэтому их заменили копейками. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из серебряной проволоки.

Почему копейку называют копейкой? - Как называется мелкая разменная монета в России? 

-Копейка.

- Подумайте, откуда взялось название копейка.  Рассмотрите копейку.     

(На ней изображен всадник с копьём)

 (слайд 14)

«Орёл» или «Решка» - знакомая игра?

«Орёл» - сторона монеты, где изображён наш герб, в виде двуглавого орла.

«Решка» - образовалось от слова «решётка» - ранее - переплетение красиво написанных букв - царских инициалов. Ведь деньги могли выпускать только правители страны.

В процессе обсуждения дети подводятся учителем к выводу: металлические деньги легко подделывать, они тяжелые.

(слайд 15)

Постепенно на Руси стали появляться другие деньги

На Руси были серебряные слитки – гривны, при необходимости их рубили пополам. Половинку называли - рубль.

 (слайд 16)

- Как вы думаете, металлические деньги удобны?

- Так как металлические деньги имели свои недостатки, появились на свет бумажные деньги.

(слайд 17)

Первые бумажные деньги изобрели в Китае в VIII веке. А в России они были    введены через 1000 лет. Екатерина II в XVIII веке впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством в 100 рублей.

- Как называют бумажные деньги?      

- БАНКНОТЫ. КУПЮРЫ.

- Как вы думаете можно ли деньги назвать товаром? Докажите.        

(слайд 18)

ДЕНЬГИ- все, что принимается в уплату за товары и услуги. Предметы, посредством которых выражается стоимость всех других товаров.

Давайте вспомним историю обмена, о которой говорили в начале  уроке.

«Кузнец принёс на обмен топор и хочет получить за него барана, но скотоводу нужно зерно, а крестьянину – кувшины и лишь только владельцу кувшинов нужен топор. Значит, нужно произвести сложный обмен: сначала поменять топор на кувшины, затем кувшины на зерно и только после этого зерно поменять на барана».

(слайд 19)

- Что можно купить за деньги?- Что ещё мы покупаем, кроме вещей, мебели, одежды, машин? (Услуги, свет, газ, воду и т.п.)

Иными словами,

Деньги - это особый товар, который принимается всеми в обмен на любые товары, услуги. В  деньгах выражают свою цену все услуги, товары.

 (слайд 20)

Для чего нужны деньги?