+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для родителей "Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста

Автор: Габидуллина Гульназ Рашитовна

Консультация на тему: «Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста»

 

Основное условие охраны психологического здоровья де­тей — укрепление нервной сис­темы каждого ребенка путем создания спокойной, доброжела­тельной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения эмоциональных потребностей, выявления причин эмоциональ­ной дисгармонии, обучения де­тей приемам регуляции эмоцио­нальных состояний. Чтобы пра­вильно протекало физическое, психическое и социальное раз­витие ребенка, он должен чув­ствовать, что взрослые любят его и принимают таким, какой он есть. Ребенку необходима ситуация успеха, для чего педа­гоги и родители должны под­держивать его, вселять уверен­ность, вовремя помогать. Таким образом, важная задача, стоящая перед ДОУ и семьей, — охрана психологического здоровья де­тей.

Главное средство психогигие­ны — создание условий: для преобладания у детей жизнера­достности и бодрости, веры в себя, свои силы и возможности; организации     увлекательной деятельности; соблюдения охра­нительного режима сна, питания, деятельности, биологического ритма.

Основные задачи психогигие­ны:

выявление факторов, спо­собствующих возникновению дистрессовых невротических состояний,  плохого  самочув­ствия, фрустрации потребностей детей;

гармонизация детско-родительских отношений;

организация специальных игровых комнат для проведения психокоррекционной и рекреа­ционной работы, комнаты пси­хологической разгрузки;

создание особой предмет­но-развивающей среды, обеспе­чивающей  эмоционально-ком­фортные условия для коррекционно-образовательного процесса,
исключающей остросюжетные компьютерные игры («стрелялки», «догонялки» с агрессивными жестоким содержанием);

разработка системы психологической защиты каждого ребенка  на  основе  изучения личностно-эмоциональных осо­бенностей, привычек и условий воспитания в семье.

Психопрофилактическая ра­бота заключается в умении взрослых найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. При организации вос­питательно-образовательного процесса нужно учитывать ин­дивидуальные особенности де­тей, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными, нельзя требовать того, чего они не могут выполнить. При кап­ризах целесообразно действо­вать методом отвлечения, пере­ключения в деятельности и методом игнорирования, конф­ликтующим детям обеспечить эмоциональное подкрепление.

К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, исключать си­туации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива). Замкнутых, тайно конфликтую­щих детей необходимо ставить в активную жизненную пози­цию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспи­тателя, развивать эмоции, инте­рес к товарищам через поруче­ние важных ролей и особых за­даний, поощрять за самые малые достижения, обеспечи­вать психокоррекцию.

Система поощрений и наказа­ний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять де­тей от вредных привычек, под­держивать успехи, помогать им осознавать свои достижения и все, что они делают хорошо. Итак, чтобы поддержать ребен­ка, необходимо:

 — опираться на  его сильные стороны;

избегать подчеркивания про­махов;

показывать, что вы удовлет­ворены им;

уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;

избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

проявлять эмпатию и веру в ребенка;

демонстрировать оптимизм;

чаще применять слова под­держки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «У те­бя все получится», «Ты дела­ешь  это  очень  хорошо» и т.д.) и избегать слов, выража­ющих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Знаю твои способнос­ти, ты мог бы сделать это намного лучше», «Это для тебя слишком трудно, поэто­му я сама сделаю» и т.д.).
     Родители и педагоги часто путают поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почув­ствовать свою нужность. По­хвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хоро­шее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от по­хвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый вы­ражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддер­живает его и стимулирует про­должать или делать новые по­пытки. Поддерживать детей можно с помощью:

 — отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продол­жай»);

   высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Я рада что ты мне помог(ла)», «Спаси­бо», «Все идет прекрасно»);

—прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подборо­док, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его);

совместных действий, физи­ческого соучастия (сидеть,стоять рядом с ребенком, иг­рать с ним, слушать его);

выражения   лица   (улыбка, подмигивание, кивок).
Психокоррекционная работа заключается в применении спе­циальных психолого-педагоги­ческих приемов, направленных на купирование нежелательных эффектных реакций, привычек и девиантного поведения. Можно использовать:

   индивидуальные   беседы   сдетьми и родителями;

игры (подвижные, ролевые, режиссерские, психоразвивающие, с песком, водой, гли­ной);

упражнения подражательно исполнительного характера,
этюды, импровизации, модели­рование, анализ заданных ситуаций.

Одна из главных задач охра­ны психологического здоровья детей — обучение их приемам, снимающим повышенное эмоциональное напряжение, т.е. рас­слаблению. Обучение дошколь­ников релаксации проводится в несколько этапов.

I этап — пропедевтический. На данном этапе ребенок учится полностью расслабляться. При этом используются показ и так­тильная помощь. (Например: уп­ражнения «Роняем руки», «Тря­сем кистями», «Стряхиваем воду с пальцев», «Мельница» и др.) Необходимо точно улавливать локализацию ощущений. Психо­лог должен взять руку ребенка, встряхнуть ее, погладить спинку, определяя, где есть напряжение. На одном занятии разучивается не более одного упражнения. Обучение можно проводить как индивидуально, так и с подгруп­пой (2—3 человека).

II этап — обучающий. На данном этапе ребенок учится отличать напряжение мышц от расслабления, чувствовать раз­ницу между этими состояниями без фиксации внимания на ды­хании (игры с шишками, песком, «Кулачки», «Пружинки», «Ша­рик» и др.).

III этап — обучение мышеч­ному расслаблению с фиксаци­ей внимания на дыхании.

IV       этап — тренаж, состав­ленный из отдельных упражне­ний на расслабление рук, ног, туловища, шеи, лица, но без использования «формул самовну­шения». Можно проводить с группой из 5—6 человек.

V         этап — введение «формул самовнушения», обучение навыкам проговаривания их про себя (с 6 лет).

При составлении комплек­сов для релаксации необходимо учитывать специфику детского восприятия.   У дошкольников хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, поэтому желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили образ­ный характер. Важно учиты­вать и возрастные особенности детей.  Детям  5—7 лет легче расслабиться и получить удо­вольствие от выполняемых уп­ражнений, если тренаж построен в игровой форме. При выполне­нии релаксации желательно ис­пользовать спокойную музыку. Она помогает отвлечься от по­сторонних мыслей и успокоить­ся. Если одна мелодия постоян­но сопровождает один и тот же тренаж, то организм сам настра­ивается на ее восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление   наступает   при первых  звуках  музыки.   При подборе упражнений и их вы­полнении для получения наи­большего оздоровительного эф­фекта необходимо соблюдать приведенные ниже правила.

1.   Упражнения на релакса­цию выполнять в тихой, спо­койной обстановке.

2.   Расслабляться   лучше   с закрытыми глазами.

3.   В зависимости от условий применения   упражнений   использовать   различные   позы: лежа, сидя и даже стоя.

4.  Во время выполнения уп­ражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущения напряженности и расслаблен­ности.

5.  При проведении релакса­ции целесообразно применять комплекс  определенных при­емов: контраст напряжения и расслабления мышц, контроли­руемое дыхание и самовнуше­ние.

6.  Не спешить заканчивать релаксацию.

7.   Внимательно следить за самочувствием ребенка после релаксации. Если ребенок пос­ле   выполнения   упражнений испытывает   напряженность, страх, повышенную возбуж­денность,   то  надо  выяснить причину и при необходимости прекратить занятия. Причины возникновения такого состоя­ния могут быть разными: непра­вильно понятые и, следователь­но, неправильно выполненные упражнения;   неадекватность психики ребенка, не позволяю­щая ему заниматься релаксаци­ей в коллективе.

 

Методика проведения психомышечной тренировки

 

Вводная часть. Ведущий со­здает игровую ситуацию, а дети принимают определенную позу, положение: они ложатся на спину, руки слегка сгибают в локтях и кладут ладонями вниз вдоль туловища, не касаясь его; ноги вытягивают и немного раз-

водят носками в стороны; зак­рывают глаза. Это поза отдыха. Можно также использовать позу алмаза (встать на колени, затем сесть на пятки так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика и на них приходилась вся тяжесть тела; колени — вместе, голова, шея и туловище образуют пря­мую линию; ладони положить на колени) или позу — сидя на стуле.

Далее следует физкульт­минутка, во время которой дети под команду ведущего выполняют упражнения на че­редование напряжения и рас­слабления мышц. Например, ребенок медленно сжимает пальцы в кулак, напрягая мышцы рук и одновременно производя вдох, после чего на­пряжение и дыхание задержи­вает на 2—4 с. Затем на фоне медленного выдоха сбрасывает мышечное напряжение, раз­жав пальцы рук, и пытается почувствовать ощущение рас­текающегося от плеч к паль­цам расслабления. Упражне­ния повторяют 3—4 раза. Физ­культминутка состоит из пяти упражнений: для рук, ног, туло­вища, шеи, лица.

Далее ведущий произносит вслух «формулы самовнуше­ния», а дети проговаривают их про себя. Используются два вида формул: сначала для покоя, отды­ха, а затем для активности, бодро­сти и положительных эмоций. Успокаивающие словесные формулы произносят спокойным го­лосом, в замедленном темпе, ак­тивизирующие — слегка повы­шенным голосом, в более быст­ром темпе. После каждой фразы ведущий должен делать паузу, давая детям возможность повто­рить сказанное, выполнить необ­ходимые действия.

В ситуациях сильного вол­нения, возбуждения, утомления возникает избыточное напря­жение в отдельных группах мышц. Самостоятельно детям трудно избавиться от этого, они начинают нервничать, что приводит к напряжению но­вых групп мышц, способствую­щему возникновению заболе­ваний (неврозы, гипертония, за­болевания сердца и т.д.). Расслабление — это забота о себе самом, помощь самому себе, создание условий для нормальной работы всего организма, так как в процессе расслабления перераспределя­ется энергия, что приводит тело к равновесию и гармо­нии. Оно позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.

Существует много способов расслабления:

расслабление с помощью дыхания (например короткий вдох — длинный выдох; глу­бокий вдох с задержкой дыха­ния; упражнения «Певец», «Веточка», «Воздушный ша­рик»);

мулы произносят спокойным го­лосом, в замедленном темпе, ак­тивизирующие — слегка повы­шенным голосом, в более быст­ром темпе. После каждой фразы ведущий должен делать паузу, давая детям возможность повто­рить сказанное, выполнить необ­ходимые действия.

В ситуациях сильного вол­нения, возбуждения, утомления возникает избыточное напря­жение в отдельных группах мышц. Самостоятельно детям трудно избавиться от этого, они начинают нервничать, что приводит к напряжению но­вых групп мышц, способствую­щему возникновению заболе­ваний (неврозы, гипертония, за­болевания сердца и т.д.). Расслабление — это забота о себе самом, помощь самому себе, создание условий для нормальной работы всего организма, так как в процессе расслабления перераспределя­ется энергия, что приводит тело к равновесию и гармо­нии. Оно позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.

Существует много способов расслабления:

расслабление с помощью дыхания (например короткий вдох — длинный выдох; глу­бокий вдох с задержкой дыха­ния; упражнения «Певец», «Веточка», «Воздушный ша­рик»);

дыхательные упражнения для снятия напряжения ли­цевых мышц;

упражнения для снятия напряжения: встать прямо, плечи отвести назад, руки опу­стить вдоль туловища. Посте­пенно приподнимать пятки от пола, перенося всю тяжесть тела на ступни ног, одновре­менно поднимая руки и разво­дя их на уровне плеч, словно крылья — вдох. Выдыхать воз­дух, переходя в исходное по­ложение;

самомассаж, помогающий пе­резарядить энергию организма, освободить от усталости:

приемы самомассажа рук и тела («Нарисуем на пальчиках ниточки», «Кап-кап, капает дож­дик», «Сорока — ворона», «На­рисуем губки, бровки, щечки» и др.);

    «эскимосский массаж», сти­мулирующий   деятельность головного мозга;

—«антистрессовый    массаж» С.Н. Мартынова; гимнастика:

гимнастика чувств и эмоций А. Бояршинова;