Эмоциональное выгорание педагогов
Автор: Габидуллина Гульназ Рашитовна
Тренинговое занятие для педагогов на тему: «Эмоциональное выгорание педагогов»
педагога-психолога МБДОУ Детский сад № 3 «Гнездышко» Габидуллиной Г.Р.
Ноябрь 2018г.
Ход проведения тренинга:
Звучит песня ( « Как здорово, что мы сегодня здесь все собрались») Участники тренинга заходят в кабинет.
Вступление.
Я рада встрече и всех участников попрошу встать в круг для общего приветствия.
1. Приветствие (все встают в круг, обращаясь друг к другу):
Для начала давайте:
Скажем «Здравствуйте» руками! ( взяли соседа за руки)
Скажем «Здравствуйте» глазами! ( посмотрели друг на друга)
Скажем «Здравствуйте» устами – ( хором говорим друг другу)
Стало радостней нам с вами !
Как приятно видеть Вас в хорошем настроении! Американский психолог и писатель Даниэль Карнеги советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение.
Итак, наша сегодняшняя встреча направлена на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения.
2.Упражнение «Назови ассоциации о работе»( с мячом)
Да, работа педагога требует много сил и энергии. Иногда не остается времени для личной жизни, на маленькие радости, удовольствие, что приводит к ухудшению здоровья и эмоциональному истощению, т.е. выгоранию.
(Мяч) Передавая мяч, друг другу по кругу, участники называют ассоциации со словом «работа». (слайд)
3.Просмотр слайдов об эмоциональном выгорании.
-Представьте себе, что мы единая тренинговая группа, где есть свои правила, которые лежат в основе ее работы.
1. Мы – одна команда.
2. Можно говорить все, что ты думаешь.
3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).
4. Упражнение « Моечная машина» ( рассчитаться на 1-й и 2-й и встать друг против друга)
Из первой пары один из участников «вещь», которую стирают, а другой «сушилка» . «Вещь» проходит через стиральную машину, ее моют, полоскают ( трогают руками, гладят) и в конце «сушилка» обнимает его, сушит . Все должны побывать в роли «вещи» и «сушилки».
Психологический смысл упражнений: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Сейчас мы превратимся в сказочников.
(Садятся)
Упражнение «Сказка о городе»( мягкая игрушка)
Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы педагоги очень творческие люди и я вам предлагаю превратиться в сказочников.
Мы сочиним «Сказку о городе», в котором нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: «В одном прекрасном городе в (доме) по имени « Ггнездышко» собрались все …»
Каждый участник по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.
Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными!
Упражнение « Калоши счастья»
Психолог зачитывает непредвиденные и негативные ситуации, которые могут случиться в жизни человека. Педагоги должны к этой ситуации найти позитивный вариант ответа и зачитать вслух.
Негативные ситуации:
1. На работе задержали зарплату ( можно сэкономить на чем-то, можно сесть на диету)
2. По дороге на работу сломали каблук ( хороший повод купить новые сапоги, пройдусь босиком, ситуация вызовет сочувствие коллег)
3. Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо (хороший повод проанализировать, что дети недостаточно усвоили)
4. Вы внезапно заболели ( хороший повод отдохнуть, заняться наконец здоровьем, прочесть книги по ЗОЖ
5. Вам завтра предстоит поехать на курсы переподготовки (это хорошая возможность освоить новые методы работы с детьми)
6. Вам выпала честь представить детский сад на конкурсе пед.мастерства ( есть возможность показать свои силы и умения)
7. Вас бросил муж (теперь не нужно тратить время на стирку, готовку, можно заняться собой, больше времени на хобби, есть возможность пересмотреть отношения и оценить свои чувства)
8. Вы попали под сокращение ( хорошая возможность заняться другой работой и сменить профессию, новый коллектив – новые возможности в карьере)
9. Заведующая отсчитала вас за плохо выполненную работу ( я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок)
10. У вас возник конфликт с мамой воспитанника (хорошая возможность выяснить взгляды сторон на воспитание ребенка)
11. Вас отправили в отпуск в ноябре ( наконец устрою себе экзотический осенний отдых)
12. В группу поступил гиперактивный ребенок ( есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми, это хорошая возможность освоить новые методы работы с трудными детьми.
Психологический смысл упражнения: Таким образом можно сделать вывод, что в любой сложившейся ситуации можно найти позитивный выход и посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека.
-Упражнение « Геометрические фигуры»
Участникам предлагается выбрать одну из четырех фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) Каждая фигура характеризует особенности человека.
Прямоугольник: вам характерно изменчивость,непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, временами неврозность, быстрая смена настроения, забывчивость, склонность терять вещи, тенденция к простудам, травмам.
Треугольник: вам характерно лидерство, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, Прогматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувст, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, остороумие, широкий круг общения.
Квадрат : вам характерно организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность. Осторожность, экономность, упорство во всем, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие.
Круг: Высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность,щедрость,способность к сопереживанию другим, склонность к самообвинению, доверчивость, ориентация на мнения других. Ботливость, способность уговорить любого, тяга к прошлому,склонность к общественной работе, строгий распорядок дня, много друзей.
-Тест « Ваш творческий возраст»
-Упражнение « Цветные ладошки»
Каждый участник получает цветную вырезанную из бумаги ладошку, в середине пишет свое имя и передает соседу справа. Каждый , кто получает ладошку пишет пожелание своему соседу, пока ладошка с именем снова не возвратится к хозяину.
Пусть все пожелания, написанные вам сбудутся, и ваша жизнь будет такой же цветной, открытой и интересной, удачи всем и терпения.( ладошки оставляют себе в качестве подарка)
Заключительная часть.
Сейчас, уважаемые участники, я предлагаю вашему вниманию «Формулу на сегодня» американского психолога Д. Карнеги.
Но есть одно условие. Вам нужно принять удобное положение, закрыть глаза и молча, про себя проговаривать те слова, которые я буду произносить. Психолог медленно и спокойно зачитывает формулу.
«Формула на сегодня» Д. Карнеги. ( музыка- релаксация) № 2
1. Именно сегодня!
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня!
Я позабочусь о своём организме.
3. Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня!
Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!
На этом наша встреча закончилась. Прошу вас высказать свое мнение.
Рефлексия ( обратная связь).
- Мне понравилось….