+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование основ гражданско – патриотического воспитания средствами хореографии

Автор: Ладина Елена Юрьевна

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время , когда старые идеалы утрачены. А новые не имеют чётких очертаний.

Падение в начале 90-х духовно-нравственных ценностей очень отразилось на целом поколении  детей и дефицит патриотических чувств – характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно- психологические черты как самоотверженность, патриотизм, готовность к подвигу, честность, преданность, великодушие, вера в добро и справедливость.

В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважение к государственным и социальным институтам, страсти к обогащению любой ценой. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», « родина», «патриотизм», померкли такие понятия как « воинская честь и доблесть». Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа – одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека.

Поэтому целью своего проекта считаю воспитание патриотов России , сформировать у детей социально- активную личность средствами хореографического искусства, активизировать познавательную деятельность путём подбора репертуара гражданско-патриотической направленности.

Репертуар – лицо коллектива, а в условиях функционирования детского объединения «Хореография» определяет основную творческую и воспитательную жизнь. Поэтому подбор репертуара требует от педагога четкого перспективного видения педагогического процесса в области патриотического воспитания.

Репертуар детского коллектива « Акварель» в данный момент стабилен. Имеются постановки, которые наиболее полно отражают лицо коллектива , постановки которые востребованы не только на районных мероприятиях, но и конкурсах регионального и международного уровня. «Ах, вы сени мои, сени», «Гляжу в озёра синее », «Девичья-задорная», «Богатовская пляска», где мы прославляем свою малую родину. Стабильность репертуара создаёт наглядную картину роста и движения коллектива. За несколько лет существования коллектива в репертуаре сохранены наиболее удачные постановки и бережно передаются от одной возрастной группе к другой. И в тоже время идёт целенаправленная работа над новыми постановками. Все эти качества репертуара неизменно важны для учащихся в духовно-нравственном становлении личности.

Сфера дополнительного образования детей занимает особое место в творческом развитии детей. Особенность системы  формирования творческой направленности личности обучающихся учреждений дополнительного образования заключается в том, что своим содержанием она закладывает основы базовой культуры  личности в контексте  развития ценностно-смысловой сферы ребёнка. Говоря о патриотическом воспитании ребёнка, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребёнка, в совместной деятельности и обращении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, чувства сопричастности, привязанности к своей малой родине.

Главная задача моего проекта - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, научить чувствовать красоту родной земли, полюбить её песни и  замысловатые танцы, воспитать любовь к родным местам, к семье.

Однако сохранение и изучение народных традиций дело непростое. Огромный пласт культурного наследия (русский песенный и танцевальный фольклор) был почти утрачен и забыт в лихие 90-е. Молодёжь не хотела принимать искусство, созданное народом, и радостно восхищалось низкосортным западным влияниям (где в песнях и танцах воспевалась страсть к свободе, эгоизму, независимости, одиночеству, потворству алкоголя и наркотиков и т. д.)

Танцевальный коллектив «Акварель» строит свою творческую деятельность в области народно –сценической хореографии на принципах художественной обработки, разработки и стилизации народного фольклора, бережного сохранения традиции народной хореографии, что особенно важно в деле художественного воспитания , формирования всесторонней развитой личности.

Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танца, я стараюсь вместе с детьми изучать исторический  материал и содержание постановки, чтобы они понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи. Это хорошо прослеживается в танцах «Донской казачий пляс», «Гололёд», «Девичья задорная», « На полянке».

Совместная работа участников детского коллектива, сами выступления дают атмосферу увлечённости  искусством, что в свою очередь развивает чувство дружбы, взаимопомощи, ответственности, коллективизма.

Результатом такой работы стали победы в районных, областных фестивалях  хореографического искусства («Марафон талантов», «Звёзды будущего», «Святые символы России»).

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной среды, обеспечивающей преемственности культурных традиции народов России от поколения к поколению. Постоянно ведётся работа по усилению роли семьи, сохранению национальных традиций. Проводятся мероприятия, где и родители и дети могут вместе творить, участвовать в концертах и т. д. Регулярно проводятся родительские собрания, чаепития.

В рамках педагогического наблюдения, хочу отметить, что главное внимание нужно обратить в работе с детьми на изучение родного края, через познание репертуара, социально – значимые акции, патриотические концерты и форумы, посещение тематических выставок, экскурсии. Только всестороннее развитие и любовь к родине даст необходимый результат. Дети наше будущее - значит будущее страны в наших руках.