Экологическое воспитание школьников
Автор: Лапердина Марина Викторовна
«Экологическое образование и воспитание во внеурочной деятельности»
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человека на окружающую среду стала очень острой .
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько направлений работы.
Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как беседы ,дискуссии .
Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр может вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Мое любимое животное», « Как сохранить нашу Землю» и др.). После бесед можно провести конкурс рисунков .
Также можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические праздники « День птиц» Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли». Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей планете в воображаемой машине времени..
Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов, подкормка птиц и другие подобные мероприятия.
В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Клумба нашего класса» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной – озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за клумбами, экологические десанты по уборке территории весной и осенью .
И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии.
На экскурсиях дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты, выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся самостоятельно делать выводы.
Внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-то совместно создавать (например, поделки из природного материала, озеленять свой класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе родителей (проект «Моя кормушка» « Поделки из природного материала). Некоторые коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже вызывает у детей немаловажный интерес.
Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению походов совместно с родителями . Ребята не только отдыхают в походе ,но и проводят совместно с родителями экологический десант . Два раза в год весной и осенью мы выезжаем на реки , которые находятся в близи поселка , а так же в Уланскую рощу . Где ребята со своими родителями очищают территорию от загрязнения.
При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания.
Любой поход для детей имеет воспитательное значение. Ребята учатся общению между собой, у них воспитывается взаимовыручка, чувство коллективизма, ответственности за себя и друзей. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем мире.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Сложная экологическая ситуация, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждении
Хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, а также внеклассных мероприятий.
«Экологическое образование и воспитание во внеурочной деятельности»
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человека на окружающую среду стала очень острой .
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько направлений работы.
Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как беседы ,дискуссии .
Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр может вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Мое любимое животное», « Как сохранить нашу Землю» и др.). После бесед можно провести конкурс рисунков .
Также можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические праздники « День птиц» Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли». Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей планете в воображаемой машине времени..
Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов, подкормка птиц и другие подобные мероприятия.
В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Клумба нашего класса» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной – озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за клумбами, экологические десанты по уборке территории весной и осенью .
И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии.
На экскурсиях дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты, выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся самостоятельно делать выводы.
Внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-то совместно создавать (например, поделки из природного материала, озеленять свой класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе родителей (проект «Моя кормушка» « Поделки из природного материала). Некоторые коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже вызывает у детей немаловажный интерес.
Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению походов совместно с родителями . Ребята не только отдыхают в походе ,но и проводят совместно с родителями экологический десант . Два раза в год весной и осенью мы выезжаем на реки , которые находятся в близи поселка , а так же в Уланскую рощу . Где ребята со своими родителями очищают территорию от загрязнения.
При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания.
Любой поход для детей имеет воспитательное значение. Ребята учатся общению между собой, у них воспитывается взаимовыручка, чувство коллективизма, ответственности за себя и друзей. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем мире.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Сложная экологическая ситуация, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждении
Хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, а также внеклассных мероприятий.