+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование инновационного подхода в организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию через интеграцию станционного способа для детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования

Автор: Литвинова Ольга Михайловна, Лесина Светлана Викторовна

 

Использование инновационного подхода в организации образовательной деятельности по физическому развитию через интеграцию станционного способа  для детей старшего дошкольного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Дороденко Е.А.; Лесина С.В.; Литвинова О.М.

МОУ «Детский сад № 255» , Россия, г. Волгоград

 

         Тема оптимизации образовательного процесса в дошкольных учреждениях актуальна в современных условиях, т.к. успешное решение  задач физического воспитания связано с полноценным использованием двигательной деятельности, с совершенствованием физической культуры за счет осмысливания стоящих задач, средств физического воспитания и от­каза от механического подхода к применению физических упражнений.   В последние годы отмечена тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, приходящих в детский сад, преимущественно за счет роста хронических заболеваний и нарушений костно-мышечной системы. Идет уменьшение количества детей с I и II группами здоровья и увеличивается количество детей с III группой здоровья. Растет количество детей с нарушениями осанки и уплощением стоп. Возникла необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей, т.к. существующие программы по физическому воспитанию ориентированы на формирование у детей основных двигательных навыков и в меньшей степени способствуют целенаправленному развитию двигательных качеств, а также не оказывают непосредственное воздействие на системы и функции организма детей и их здоровье.

        В настоящее время одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста по мнению С.Шармановой, А.Федорова, Е.Черепова (УГАФК) является внедрение в практику работы детских образовательных учреждений избранных элементов  технологии спортивной тренировки, а именно- круговой тренировки, как самостоятельной организационно- методической формы построения специально-организованной деятельности.

       Аналог круговой тренировки в условиях дошкольного образования- это выполнение упражнений по станциям.  В нашем случае станции используются  по типу круговой тренировки с преимущественной направленностью на развитие ловкости, скоростно-силовых способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности.

             Цель использования станций в  организованной образовательной деятельности (ООД)- повышение эффективности физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста, позволяющее решать следующие задачи:

- создать условия для интенсификации физической подготовки детей;

- укрепить физическое здоровье дошкольников посредством использования станционного способа организации занятия;

- сформировать основы физической культуры у детей дошкольного возраста.

      Основной  особенностью проведения такого занятия является серийное выполнение упражнений на «станциях» с ординарными интервалами отдыха между ними. При этом используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные  возможности для проявления высокой работоспособности.

        Станционный способ организации занятий- эффективная форма повышения уровня физической подготовленности, которая позволяет увеличить  моторную плотность. Его основу  составляет слитное или с интервалами повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой. Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 6 станций, которые расположены по кругу и образовывают замкнутый контур. В структуру занятия  включены оздоровительные  комплексы, направленные на, укрепление мышц стоп и профилактику плоскостопия (станция II), формирование правильной осанки (станция IY);  тренировку дыхательной мускулатуры (станция IY). На каждой станции выполняется один вид движений или действий, согласно плану работы. Комплексы круговой тренировки включают технически сравнительно несложные и предварительно разученные движения. Весь «круг» проходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз, дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха и число повторений в зависимости от программных требований, а также морфо- функционального состояния ребенка.    

I станция- повторение, ранее изученного основного движения

 

 II станция

оздоровления

профилактика плоскостопия, укрепление мышц нижних конечностей.

III станция- закрепление двигательного навыка

 

IY станция оздоровления

формирование правильной  осанки

Y станция- совершенствование двигательного навыка

YI станция оздоровления- тренировка дыхательной мускулатуры 

 

 

 

 

       На I станции осуществляется повторение, разученных ранее основных видов движений под руководством инструктора по физической культуре с использованием кинокольцовок на мониторе ноутбука.

Кинокольцовка- кинопленка, где снято выполнение упражнения  для многократного просмотра спортивной техники. По кинокольцовкам в реальном- замедленном – реальном темпе  и безошибочном исполнении воспитанники под руководством инструктора по физкультуре формируют технику сложно-координированных движений..

     На II станции оздоровления- в самостоятельной деятельности идет профилактика плоскостопия с использованием специальных тренажеров для укрепления мышц стоп по алгоритмам. Для этого составлена картотека из 12 алгоритмов по профилактике плоскостопия на учебный год;

Алгоритм- последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.

 На III станции- совершенствуются  ранее приобретенные детьми двигательные навыки,  соотнося свои действия с кинограммой движения.

 

Кинограмма  - зафиксированный последовательный ряд каких- либо движений, действий. Дошкольники обучаются технике метания, прыжка в длину с места и с разбега, прыжка в высоту с разбега совместно с воспитателем.

На IY станции оздоровления- в самостоятельной деятельности идет формирование навыка правильной осанки с использованием алгоритма правильного выполнения упражнения. Для этой станции составлена картотека из 36 алгоритмов упражнений для формирования навыка правильной осанки  на учебный год понедельно. На каждом листе алгоритма в левом верхнем углу показан инвентарь, необходимый для конкретного упражнения. На каждый месяц дается комплекс из 4 упражнений, т.е. одно упражнение в неделю. К каждому алгоритму  составлены четверостишья для основной направленности действий дошкольников при выполнении каждого упражнения.

На Y станции- закрепляется ранее приобретенный двигательный навык в самостоятельной деятельности.

На YI станция оздоровления- формирование навыка правильного дыхания и тренировки дыхательной мускулатуры с использованием специальных  средств.

          Используемые в работе подходы содействуют крепкому фундаменту общей физической подготовлен­ности дошкольников, который заложен в результате сочетания дифференциро­ванного обучения основным видам движений с укреплени­ем физических качеств и двигательных способностей, по­зволяющий достичь гармоничного физического развития на важном этапе - периоде подготовки детей к школе. 

 

      Использование инновационных технологий развивает физические способности дошкольников, повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют  ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяют добиваться высоких результатов.

Таким образом, в процессе использования станционного способа организации занятий комплексно и во взаимосвязи решаются различные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания. Подобный подход дает возможность сосредоточить внимание занимающихся на правильном выполнении упражнений на «станциях», а педагогу- на руководстве ходом проведения  организованной образовательной деятельностью.

         Развивающее и обучающее методическое оснащение формирует у занимающихся навыки самостоятельного поиска решения двигательного задания, взаимопомощи, учит вести взаимный контроль качества выполнения станционных заданий.

       Использование «станций» при проведении непосредственно организованной образовательной деятельности способствует:

- качественному улучшению процесса усвоения двигательного материала дошкольниками;

- стимулированию познавательной деятельности дошкольников;

- совершенствованию функциональному состоянию;

- развитию коммуникативных навыков занимающихся;

- развитию творческих способностей личности дошкольников;

- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию.

 

 

Литература;

1.     Шарманова С.Б., Федоров А.И., Черепов Е.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно- методическое пособие.- Челябинск: УралГАФК, 2001.- 156с.

2.     Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре- Мн.: Полымя, 1988.- 183с.