Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте: две стороны проблемы
Автор: Попова Наталья Васильевна
Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте: две стороны проблемы
Почему в настоящее время обсуждается необходимость финансовой грамотности детей и эта проблема превратилась в актуальную?
Может, у дошкольников появился особый интерес к деньгам? Нужна ли им финансовая грамотность?
Да, нужна. Есть исследования, которые подтверждают важность и необходимость знакомства детей с деньгами. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он говорил: деньги-это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить в дошкольном возрасте.
Позднее идею раннего ознакомления детей с деньгами изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф. Аменд и др.
Они единодушны в том, что воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы дать детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей.
Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильное - это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознании ребёнка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Важно помнить, что «изолировать» финансовую грамотность от проблемы нравственно-трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги-это ценность, богатство и т.д., но им необходимо усвоить, откуда они берутся.
В решении проблемы финансовой грамотности также важно соблюдать меру и учитывать возрастные особенности детей. Знакомство с категорией «деньги» следует начинать в старшем дошкольном возрасте: до 5 лет дети узнают, что такое деньги, как выглядят, зачем они нужны людям. Эта воспитательно-образовательная работа осуществляется и на занятиях по математике. Но экономическое образование начинается после того, как дошкольники начинают осознавать суть понятия «выгода». Детям важно освоить понятия «выгодно» и «невыгодно».
Большую помощь в исследовании раннего приобщения детей к экономике оказала зарубежная литература (Д. Перл, И. Самуэльсон, Д. Голфри и др.). Это неудивительно. Опыт рыночной экономики накоплен в развитых капиталистических странах.
А. Шатова предлагает следующую последовательность ознакомления детей с деньгами при решении проблемы финансовой грамотности.
1. Что такое деньги? Какими они бывают? (бумажные купюры, металлические монеты и т.д.)
2. Деньги разных стран (подготовка альбома нумизмата; можно отксерокопировать цветные купюры для альбома). Деньги – явление культуры; их оформление-отражение культуры разных стран.
3. Откуда берутся деньги? (их изготавливают, печатают и т.д.) Главное их зарабатывают (честно, достойно, повседневным трудом).
4. Зачем человеку нужны деньги? Почему у людей разный достаток? Понятие «бюджет». Как он формируется (зарплата мамы. Папы, пенсия бабушки и т.д.). Бюджет складывается из того. Что зарабатывают члены семьи, имеют право тратить.
5. Практическая деятельность.
Для осуществления проблемы финансовой грамотности необходимо подготовить пособия и литературу, доступные для понимания детей шести-семи лет (образцы купюр, монет, изображения денег разных стран). Можно рассказать об отдельных функциях банков (в них хранят деньги, копят на покупки, на отдых и путешествия).
Решение проблемы финансовой грамотности рекомендуется осуществлять в комплексе с нравственно-трудовым воспитанием дошкольников.
-В процесс ознакомления с профессиями следует включить такие, как бизнесмен, программист, менеджер, рекламодатель и др. Возможно знакомство с профессиями родителей воспитанников. Хорошо, когда о своей работе рассказывает кто-то из приглашённых родителей. Но есть и опосредованное ознакомление (рассказы, фильмы, иллюстрации)
-Необходимо обратить внимание детей на качество результатов труда (дать понятие «брак»).
-Во время творческих занятий (рисование, лепка, конструирование) детям можно предложить изготовить поделки, которые будут покупать «купцы», а затем отвозить их на «Ярмарку». Также дети могут тратить «деньги» в импровизированном магазине.
Таким образом, проблема ознакомления детей с деньгами-сложная, комплексная. Решение её теряет свою морально-нравственную ценность, если ознакомление с деньгами, их происхождением, ценностью в жизни изолировано от труда и трудовой деятельности людей.