Цикл классных часов "Юность древнего праздника
Автор: Губайдуллина Миляуша Зямитовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “СОШ№2” муниципального образования
“Лениногорский муниципальный район”
Республики Татарстан, г.Лениногорска
Цикл классных часов, посвященных изучению
национального праздника татар «Сабантуй»:
«Юность древнего праздника»
Разработали:
Губайдуллина Миляуша Зямитовна –учитель татарского
языка и литературы первой квалификационной
категории муниципального автономного
общеобразовательного учреждения “сош№2”
муниципального образования “Лениногорский
муниципальный район”
Республики Татарстан, г.Лениногорска
Первый классный час:
«История возникновения праздника»
Цель:
Изучение традиций малых народов России на примере праздника Сабантуй татарского народа.
Оборудование: интерактивная доска, предметы татарской культуры (вышитые полотенца, покрывала, подушки)
Учитель: В настоящее время малые народы России теряют свои корни. Забываются традиции и обычаи. Нарушается связь поколений. Я очень надеюсь, что цикл классных часов, посвященных изучению национального праздника, татар поможет нам в изучении истории татар, в сближении народов, воспитании толерантности. А ещё 2009 год объявлен годом здоровья и здорового образа жизни. Сабантуй и является праздником здоровья и здорового образа жизни. Ведь там выбирают самого сильного, самого быстрого, самого ловкого, самого смекалистого. Весь праздник посвящён спорту, веселью, смеху, т.е. здоровому образу жизни.
1 ученик: Сабантуй – настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязание в силе, ловкости и смекалке.… Надеемся, что о Сабантуе знают во всем мире, потому что он вошел в список «Шедевров устного и нематериального наследия человечества» ЮНЕСКО(прил.№1).
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски обряды.
2 ученик: Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – плуг, туй – праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце
1 сценка: «Сбор подарков»
На сцене появляются девочка и мальчик, одетые в национальные татарские костюмы с шестом в руках, на котором привязаны вышитые полотенца и платки. Они идут по сцене и приговаривают: «Завтра великий праздник Сабантуй. Вы что приготовили для праздника?» Подходят к одному из ипровизированных домов, получают в подарок вышитое полотенце, повязывают его на шест и уходят со сцены.
3 ученик: Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, а иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязание в беге, прыжках, национальной борьбе – көрәш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
1 ученик: В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, о