Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе "Сказка для будущего поэта "А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители
Автор: Бурак Светлана Ивановна
Тема: «Сказка для будущего поэта».А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Цели урока: познакомить учащихся с волшебной сказкой А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»;
выявить, в чем ее мудрость;
формировать у учащихся умение давать характеристику герою; анализировать текст произведения;
воспитывать чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.
Оборудование: компьютерная презентация; рисунки учащихся к сказке; портрет писателя; учебник-хрестоматия по литературе 5 кл.
Ход урока:
1.Оргмомент
2. Вступительное слово учителя о писателе.
слайд
Более двухсот лет (родился в 1787 году) отделяют нас от рождения сказочника – Антония Погорельского. Это наш земляк, вся его жизнь и творчество связаны с Почепом и Красным Рогом. Имя Антоний Погорельский является вымышленным. Выбирая псевдоним, Алексей Алексеевич Перовский (настоящие имя, отчество, фамилия писателя) подобрал имя, обозначающее в переводе с греческого «приобретающий взамен», а фамилию Погорельского – в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России, участником Отечественной войны 1812 года. Антоний Погорельский побывал во многих ожесточенных сражениях. И всегда был впереди, увлекая за собой друзей боевым кличем: «Пусть хоть тысяча французов!..»
слайд
Всю свою жизнь он посвящает воспитанию племянника Алексея Константиновича Толстого, будущего поэта, писателя, драматурга, которому он завещает все свое состояние, в том числе, имение в Красном Роге.
слайд
Свою сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал именно для Алеши Толстого, которому было 10 лет. Он, как и герой сказки, находился в пансионе на окраине Петербурга. Мальчик любил читать книги. Но детской литературы как таковой тогда еще не было. Еще не писали свои сказки А.С.Пушкин, В.Одоевский, не было еще «Конька-Горбунка» П.Ершова.
слайд
Эту сказку любил А.К. Толстой и, став взрослым, читал ее своим детям. Получается, что сказка Погорельского не только обрадовала Алешу Толстого, но и до сих пор приходит ко всем нам и остается навсегда памятником любви к детям.
3.Объявление темы, целей, эпиграфа урока.
слайд
- Тема нашего урока: «Сказка для будущего писателя». А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Исходя из темы урока, сформулируйте цели.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со сказкой А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»; я помогу вам понять мудрость этой сказки; мы будем учиться анализировать текст произведения, быть вдумчивыми читателями.
слайд
-Посмотрите на экран, здесь записаны пословицы. Отметьте пословицу, которая, по-вашему, может быть эпиграфом к уроку:
1. Только ума на деньги не купишь
2. Вранье не ведет в добро.
3. Учись на добро отвечать добром.
4. Добро век не забудется.
5. Трудно найти, легко потерять.
(ответ:3)
4. Словарная работа.
Поскольку язык сказочной повести своеобразен (ведь она написана в 1829 году) выясним значение некоторых слов:
Пансион – среднее учебное заведение с общежитием.
Дортуары – спальные комнаты для детей.
Особливо – особо.
Золотой империал – монета в 10 рублей.
Вакации – каникулы.
Кушак – пояс, широкая тесьма либо полотнище ткани для обвязки человека по верхней одежде.
Аршин- мера, равная длине всей руки от плеча.
5. Анализ произведения.
-Какая по виду эта сказка?
Волшебная
-Давайте перечитаем начало. СТР. 114
Чтение 1 абзаца
-Что здесь только сказочное?
«Жил-был…»
- А остальное?
Дается достоверное описание Петербурга. Васильевский остров – район в Петербурге, линия – название каждой стороны улицы на Васильевском острове.
-Таким образом, в сказке гармонично соединено реальное и фантастическое, ярко и точно рисует Погорельский нравы и быт 18 века.
- Кто герой сказки?
Алеша, мальчик 9-10 лет.
- Какой у него характер? Найдите в тексте.
Умненький
Миленький
Учился хорошо
Все его любили и ласкали
- Почему же Алеше часто бывает скучно, а иногда даже грустно?
Ему одиноко, его родители живут далеко.
Горько чувствовал свое одиночество.
-Что же помогает Алеше преодолеть одиночество?
1. Читал книги –рыцарские романы и волшебные повести из библиотеки учителя-немца.
Так в жизнь мальчика вторгается сказка.
2. Смотреть на улицу в дырочки забора. Для чего?
3. «Кормить курочек»
- Особенно дорога ему была Чернушка, ласковая, хохлатая курица.
-Почему Алеша к ней привязался?
Она была к нему ласковее других. А Алеше хотелось ласки, тепла, как и всем нам.
- Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?
Во время приготовления к празднику, учитель дает обед в честь директора училищ, кухарка поймала Чернушку, чтобы ее зарезать. Алеша помешал кухарке.
Пересказ стр.117.
-Как этот эпизод характеризует Алешу?
Проявляет благородство, отдает кухарке – золотой империал, который берег пуще глаза своего. Он готов пожертвовать самым дорогим ради спасения Чернушки.
-Как Чернушка отблагодарила Алешу?
Она ведет его в подземное царство, где живет маленький народ, а сама она оказывается – главным министром короля.
- Какое условие должен выполнить Алеша?
Быть скромным – умение хранить тайну.
- Каким увидел Алеша подземное царство?
Зала была очень богато убрана. Стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе. Панели и двери были из чистого золота. Все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол. Живут здесь маленькие люди, ростом не более как с пол-аршина: военные, гражданские чиновники, рыцари в золотых латах, пажи и король – человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом.
- За помощь маленькому народу- спасение министра – король обещает исполнить любое желание мальчика? Какое? Прочитайте.
Стр.128
«Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.»
- Как расценил король его желание?
- Но тем не менее король выполняет свое обещание.
Стр.129 зачитать.
- Какое обещание дает мальчик королю?
Честное слово ,что все сохранит втайне, иначе он сделает несчастливым весь маленький народ. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и поэтому хрупкого. Так открывается одна из тем русской литературы.
-Как Алеша в первый раз воспользовался конопляным семечком?
Пересказ стр.132.
-Как сначала чувствует себя Алеша , пользуясь конопляным семечком?
Внутренне стыдился, ему было совестно.
-А затем?
А затем постепенно привык к похвале и «вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех»
Каким стал Алеша?
Важничал перед другими
Вообразил, что он лучше и умнее всех
Гордый и непослушный
Менее стали его любить окружающие
Нарочно шалить
Внутренне смеялся над угрозами учителей.
-Совесть и внутренний голос ему говорили стр.133.
Прислушался ли Алеша к ним?
Сделаем вывод. Почему так произошло?
Праздность развращает человека, труд – это условие нравственной красоты человека. Только те знания, что добываются трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять у человека, только они ему на пользу.
-Вспомните, в какой момент Алеша потерял семечко в первый раз?
- На помощь мальчику приходит Чернушка. Какие наставления дает она Алеше?
К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!
Не полагай, что так легко исправиться от пороков. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.
- Чему поучает учитель Алешу?
Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли.
- Прислушался Алеша к этим советам?
Пересказ стр.139
- Что же произошло?
Он выдал тайну, не сдержал слово – предательство.
- Нельзя лгать ни маленькой, ни большой ложью, нельзя предавать.
- Спасся таким образом он от наказания?
Нет
- Как Алеша был наказан?
1. Алешу высекли розгами.
2. Чернушка оказалась в золотых оковах
3. Подземные жители д.б. переселиться.
- Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?
Всегда страдает тот, кто любит.
-Сказки имеют счастливый конец. Чем заканчивается сказка?
Чернушка-министр, закованный золотой цепью, все же простил Алешу.
- О чем он просит Алешу?
Чтобы он исправился и стал бы опять таким же добрым мальчиком, каким был прежде.
- С чего началось духовное обновление мальчика?
Алеша заболел, выздоровел, возвратился к жизни, к самому себе, прежнему.
Прочитаем стр.142.
- В чем мудрость этой сказки?
Все достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье.
Надо быть благодарным и прощать.
Заставляет заглянуть в собственное сердце, задуматься о лени, воспитывать в нас, читателях, честность, трудолюбие, добрые чвства.
- «Черная курица, или Подземные жители» - единственная сказка Антония Погорельского. Жуковский называл волшебную повесть Погорельского «прекрасной». О ней одобрительно отзывался Белинский. Ее высоко ценил Л.Толстой и много раз читал ее своим детям и внукам. Сам А.К.Толстой заявлял: «Он воспитал меня». Я думаю, что и после нашего урока и вы сможете сказать: «Он помог нашему воспитанию»
6. Итог урока
- Чем мы занимались на уроке?
- Достигли ли вы своих целей?
- Понравился ли вам урок?
7. Домашнее задание:
пересказ понравившегося эпизода сказки, ответ на вопрос : «Как бы поступили вы, если бы у вас было конопляное семечко? Почему?»