+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе "Сказка для будущего поэта "А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители

Автор: Бурак Светлана Ивановна

Тема: «Сказка для будущего поэта».А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Цели урока: познакомить учащихся с волшебной  сказкой А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»;

выявить, в чем ее мудрость;

формировать у учащихся умение давать характеристику герою; анализировать текст произведения;

воспитывать чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Оборудование: компьютерная презентация; рисунки учащихся к сказке; портрет писателя; учебник-хрестоматия по литературе 5 кл.

Ход урока:

1.Оргмомент

2. Вступительное слово учителя о писателе.

слайд

Более двухсот лет (родился в 1787 году) отделяют нас от рождения сказочника – Антония Погорельского. Это наш земляк, вся его жизнь и творчество связаны с Почепом и Красным Рогом. Имя Антоний Погорельский является вымышленным. Выбирая псевдоним, Алексей Алексеевич Перовский (настоящие имя, отчество, фамилия писателя) подобрал имя, обозначающее в переводе с греческого «приобретающий взамен», а фамилию Погорельского – в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России, участником Отечественной войны 1812 года. Антоний Погорельский побывал во многих ожесточенных сражениях. И всегда был впереди, увлекая за собой друзей боевым кличем: «Пусть хоть тысяча французов!..»

слайд

Всю свою жизнь он посвящает воспитанию племянника Алексея Константиновича Толстого, будущего поэта, писателя, драматурга, которому он завещает все свое состояние, в том числе, имение в Красном Роге.

слайд

Свою сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал именно для Алеши Толстого, которому было 10 лет. Он, как и герой сказки, находился в пансионе на окраине Петербурга. Мальчик любил читать книги. Но детской литературы как таковой тогда еще не было. Еще не писали свои сказки А.С.Пушкин, В.Одоевский, не было еще «Конька-Горбунка» П.Ершова.

слайд

Эту сказку любил А.К. Толстой и, став взрослым, читал ее своим детям. Получается, что сказка Погорельского не только обрадовала Алешу Толстого, но и до сих пор приходит ко всем нам и остается навсегда памятником любви к детям.

3.Объявление темы, целей, эпиграфа урока.

слайд

- Тема нашего урока: «Сказка для будущего писателя». А.Погорельский                               «Черная курица, или Подземные жители».

 Исходя из темы урока, сформулируйте цели.

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся со сказкой А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»; я помогу вам понять мудрость этой сказки; мы будем учиться анализировать текст произведения, быть вдумчивыми читателями.

слайд

-Посмотрите на экран, здесь записаны пословицы. Отметьте пословицу, которая, по-вашему, может быть эпиграфом к уроку:

1. Только ума на деньги не купишь

2. Вранье не ведет в добро.

3. Учись на добро отвечать добром.

4. Добро век не забудется.

5. Трудно найти, легко потерять.

(ответ:3)

4. Словарная работа.

Поскольку язык сказочной повести своеобразен (ведь она написана в 1829 году) выясним значение некоторых слов:

Пансион – среднее учебное заведение с общежитием.

Дортуары – спальные комнаты для детей.

Особливо – особо.

Золотой империал – монета в 10 рублей.

Вакации – каникулы.

Кушак – пояс, широкая тесьма либо полотнище ткани для обвязки человека по верхней одежде.

Аршин- мера, равная длине всей руки от плеча.

5. Анализ произведения.

-Какая по виду эта сказка?

Волшебная

-Давайте перечитаем начало. СТР. 114

Чтение 1 абзаца

-Что здесь только сказочное?

«Жил-был…»

- А остальное?

Дается достоверное описание Петербурга. Васильевский остров – район в Петербурге, линия – название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

-Таким образом, в сказке гармонично соединено реальное и фантастическое, ярко и точно рисует Погорельский нравы и быт 18 века.

- Кто герой сказки?

Алеша, мальчик 9-10 лет.

- Какой у него характер? Найдите в тексте.

Умненький

Миленький

Учился хорошо

Все его любили и ласкали

- Почему же Алеше часто бывает скучно, а иногда даже грустно?

Ему одиноко, его родители живут далеко.

Горько чувствовал свое одиночество.

-Что же помогает Алеше преодолеть одиночество?

1. Читал книги –рыцарские романы и волшебные повести из библиотеки учителя-немца.

Так в жизнь мальчика вторгается сказка.

2. Смотреть на улицу в дырочки забора. Для чего?

3. «Кормить курочек»

- Особенно дорога ему была Чернушка, ласковая, хохлатая курица.

-Почему Алеша к ней привязался?

Она была к нему ласковее других. А Алеше хотелось ласки, тепла, как и всем нам.

- Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?

Во время приготовления к празднику, учитель дает обед в честь директора училищ, кухарка поймала Чернушку, чтобы ее зарезать. Алеша помешал кухарке.

Пересказ стр.117.

-Как этот эпизод характеризует Алешу?

Проявляет благородство, отдает кухарке – золотой империал, который берег пуще глаза своего. Он готов пожертвовать самым дорогим ради спасения Чернушки.

-Как Чернушка отблагодарила Алешу?

Она ведет его в подземное царство, где живет маленький народ, а сама она оказывается – главным министром короля.

-         Какое условие должен выполнить Алеша?

Быть скромным – умение хранить тайну.

- Каким увидел Алеша подземное царство?

Зала была очень богато убрана. Стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе. Панели и двери были из чистого золота. Все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол. Живут здесь маленькие люди, ростом не более как с пол-аршина: военные, гражданские чиновники, рыцари в золотых латах, пажи и король – человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом.

- За помощь маленькому народу- спасение министра – король обещает исполнить любое желание мальчика? Какое? Прочитайте.

Стр.128

«Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.»

- Как расценил король его желание?

- Но тем не менее король выполняет свое обещание.

Стр.129 зачитать.

- Какое обещание дает мальчик королю?

Честное слово ,что все сохранит втайне, иначе он сделает несчастливым весь маленький народ. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и поэтому хрупкого. Так открывается одна из тем русской литературы.

-Как Алеша в первый раз воспользовался  конопляным семечком?

Пересказ стр.132.

-Как сначала чувствует себя Алеша , пользуясь конопляным семечком?

Внутренне стыдился, ему было совестно.

-А затем?

А затем постепенно привык к похвале и «вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех»

Каким стал Алеша?

Важничал перед другими

Вообразил, что он лучше и умнее всех

Гордый и непослушный

Менее стали его любить окружающие

Нарочно шалить

Внутренне смеялся над угрозами учителей.

-Совесть и внутренний голос ему говорили  стр.133.

Прислушался ли Алеша к ним?

Сделаем вывод. Почему так произошло?

Праздность развращает человека, труд – это условие нравственной красоты человека. Только те знания, что добываются трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять у человека, только они ему на пользу.

-Вспомните, в какой момент Алеша потерял семечко в первый раз?

- На помощь мальчику приходит Чернушка. Какие наставления дает она Алеше?

К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!

Не полагай, что так легко исправиться от пороков. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

- Чему поучает учитель Алешу?

Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли.

- Прислушался Алеша к этим советам?

Пересказ стр.139

- Что же произошло?

Он выдал тайну, не сдержал слово – предательство.

- Нельзя лгать ни маленькой, ни большой ложью, нельзя предавать.

- Спасся таким образом он от наказания?

Нет

- Как Алеша был наказан?

1. Алешу высекли розгами.

2. Чернушка оказалась в золотых оковах

3. Подземные жители д.б. переселиться.

- Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?

Всегда страдает тот, кто любит.

-Сказки имеют счастливый конец. Чем заканчивается сказка?

Чернушка-министр, закованный золотой цепью, все же простил Алешу.

- О чем он просит Алешу?

Чтобы он исправился и стал бы опять таким же добрым мальчиком, каким был прежде.

- С чего началось духовное обновление мальчика?

Алеша заболел, выздоровел, возвратился к жизни, к самому себе, прежнему.

Прочитаем стр.142.

- В чем мудрость этой сказки?

Все достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье.

Надо быть благодарным и прощать.

Заставляет заглянуть в собственное сердце, задуматься о лени, воспитывать в нас, читателях, честность, трудолюбие, добрые чвства.

- «Черная курица, или Подземные жители» - единственная сказка Антония Погорельского. Жуковский называл волшебную повесть Погорельского «прекрасной». О ней одобрительно отзывался Белинский. Ее высоко ценил Л.Толстой и много раз читал ее своим детям и внукам. Сам А.К.Толстой заявлял: «Он воспитал меня». Я думаю, что и после нашего урока и вы сможете сказать: «Он помог нашему воспитанию»

6. Итог урока

- Чем мы занимались на уроке?

- Достигли ли вы своих целей?

- Понравился ли вам урок?

7. Домашнее задание:

пересказ понравившегося эпизода сказки, ответ на вопрос : «Как бы поступили вы, если бы у вас было конопляное семечко? Почему?»