Внедрение модели экологического образования детей и молодежи в контексте учреждений дополнительного образования
Автор: Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович
Аннотация
В представленном проекте рассматривается система образовательной деятельности, обуславливающая формирование экологической культуры обучающихся на основе их возрастной любознательности, восприимчивости к своему окружению и эмоционального отношения к окружающей природной среде.
Авторы выражают надежду, что данная работа будет полезна педагогам учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи, ведущих экологическую и природоохранную деятельность с учащимися в рамках образовательного процесса.
Мы уверены, что учащиеся нашего Центра, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем регионе.
Введение
Ребёнок по своей природе –
пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть
перед ним откроется чудесный
мир в живых красках, ярких и
трепетных звуках.
В.А. Сухомлинский
Решение экологических проблем неразрывно связано с формированием экологического менталитета и экологической культуры. Экологический менталитет предполагает необходимость кардинального поворота в переоценке ценностей в обществе на основе экологической парадигмы. Это будет означать формирование экологической этики, морали, нравственности, сознания во всех сферах трудовой и общественной жизни.
Принципиальной основой для формирования экологического менталитета и культуры выступает гуманитарная познавательная ориентировка учащихся, перерастающая в экологическую установку. Её можно рассматривать и как личностное качество, и как социальное образование.
В данной связи актуальное значение приобретает высказывание доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка [1].
Фундаментальные основы экологического образования были разработаны С.Н. Глазачевым, И.Т. Суравегиной. Весомый вклад в развитие экологического образования также внесли: С.А. Бронников, М.С. Черникова, П.П. Козлова, Т.К. Селевко.
На научно-методическом уровне актуальность предложенного проекта обусловлена необходимостью разработки дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи.
Анализ научно-педагогической литературы и собственный педагогический опыт авторов позволяет выявить ряд противоречий между:
– общественной необходимостью в высоком уровне сформированности экологической культуры у обучающихся и недооценкой роли учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в решении данной задачи;
– необходимостью формирования экологической культуры обучающихся в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи и недостаточной научно-теоретической проработкой данного процесса;
– потребностью в формировании экологической культуры у обучающихся и недостаточным уровнем методического сопровождения этого процесса.
Указанные противоречия и актуальность проблемы экологического образования подрастающего поколения обусловили выбор авторами темы проекта.
Цель проекта: теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий (форм, методов) формирования экологической культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи.
Объект исследования: комплекс педагогических условий формирования экологической культуры обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза – экологическое образование обучающихся будет способствовать повышению их компетентности если:
– создана система экологического просвещения образовательной направленности;
– образовательный процесс организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода;
– система экологического образования реализуется через все формы и виды работы с обучающимися;
– сформирована мотивация обучающихся и педагогов.
Для достижения цели проекта и подтверждения выдвинутой гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
ü обосновать концептуальные основы регионального компонента экологического образования;
ü разработать модель последовательного включения обучающихся в экологическую деятельность в образовательном процессе;
ü определить структуру модели и её содержание, определить научно-методические условия.
Для решения поставленных задач авторы проекта предлагают использовать комплекс методов:
· теоретические (анализ научно-методической литературы);
· эмперические (анкетирование, собеседование, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта).
Сегодня экологическая грамотность необходима всем. Ведь будущее планеты Земля зависит от того, насколько грамотными будут наши дети.
Основным ресурсом, обеспечивающим реализацию концепции экологического образования в интересах устойчивого развития, является гуманитарно-технологическая, психолого-педагогическая, экологическая компетентность педагога.
В Национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. намечено «повысить экологическую подготовку и переподготовку кадров всех уровней обязательного и дополнительного образования и просвещения» [2].
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.
Дошкольное образование |
Школьное образование |
Средне-специальное образование |
Высшее образование |
Послевузовское образование |
Дополнительное образование |
||||||||||||
|
|
Важным условием экологического образования является использование местного компонента. Второе условие – вовлечение учащихся в посильные для них практические дела по охране природы.
|
Однопредметная вводится учебная дисциплина экологической направленности |
Многопредметная осуществляется экологизация учебных дисциплин |
Смешанная вводится новый курс экологической направленности с экологизацией учебных дисциплин |
Рисунок 1: Модели экологического образования
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости перехода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование в системе воспитания имеет большое значение. Результативность такой деятельности даёт хороший задел для всей системы в рамках экологического образования. Экологическое воспитание должно опираться на изложенные ниже принципы.
Принципы экологического воспитания:
– междисциплинарный подход в формировании экологической культуры учащихся;
– систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию;
– связь с жизненной практикой;
– доступность;
– учёт возрастных и психофизических особенностей учащихся.
Актуальность проекта
Если ребёнка учат добру,
в результате будет добро,
учат злу – в результате
будет зло – ибо ребёнок
не рождается готовым
человеком, человеком
его надо сделать!
В.А. Сухомлинский
Актуальность экологического образования и воспитания обусловлена:
– низким уровнем экологической культуры людей;
– необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
– низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
– недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Методы проекта:
ü научно-теоретические:
o изучение и анализ различных источников;
ü научно-эмпирические:
o наблюдение;
o анкетирование;
o опрос;
o беседа;
o изучение продукта деятельности.
Авторы считают, что разнообразные формы проведения занятий с учащимися способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов
Важна разработка не только теоретических основ экологической культуры, но и эффективных методов её формирования. Проблема состоит в том, что в рамках школьного обучения реализовать это в полной мере не представляется возможным.
Решению данного вопроса в полной мере способствует потенциал системы дополнительного образования детей и молодёжи. Через занятия в объединениях по интересам соответствующего профиля можно эффективно организовать образовательный процесс, направленный на формирование экологической культуры обучающихся. На основе ведущих принципов, анализа интересов и склонностей учащихся, авторами были разработаны формы экологического воспитания.
Формы экологического воспитания |
Массовые |
Групповые |
Индивидуальные |
Экологические фестивали, игры, благоустройство территории Центра, учебных аудиторий |
Кружковые занятия по охране природы и основам экологии («Энергосбережение», «Юный географ», «Юный биолог»), кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы родного края, экологический практикум |
Деятельность учащихся по подготовке докладов, наблюдения за животными и растениями, изготовление кормушек, скворечников, фотографирование («Мир вокруг нас»), рисование |
Рисунок 2: Формы экологического воспитания
Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность образовательного процесса.
Рисунок 3: Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования
Предложенные авторами формы и методы работы с учащимися позволяют оценить важность и значимость экологической культуры и экологического образования для формирования всесторонней гармонически развитой личности.
Разработанная модель формирования экологических компетенций обучающихся реализуется в несколько логически взаимосвязанных этапов, последовательность которых определена системой образования. Условием перехода на каждый последующий этап служит личная заинтересованность обучающегося в занятиях экологией, индивидуальный уровень его подготовки и сформированность экологических компетенций.
1 этап «Базовый» – получение первичной экологической информации в ходе изучения соответствующей литературы.
2 этап «Мотивационный» – формирование мотивации путём участия в массовых экологических мероприятиях. Участниками данного этапа являются обучающиеся, педагоги, специалисты.
3 этап «Практический» – формирование экологического мировоззрения и отдельных компетенций путём участия в коллективной деятельности.
4 этап «Исследовательский» – формирование комплекса компетенций в ходе выполнения исследовательских проектов актуальной экологической тематики.