Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности
Автор: Черепанова Анна Анатольевна
«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.)
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов: металл, пластмасс, ткань и др., сравнение их свойств.
Семья играет важную роль
в развитии познавательной
активности, любознательности и
интереса детей к экспериментальной
и исследовательской деятельности.
Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей
Что нельзя делать |
Что нужно делать |
для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию |
|
Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. |
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. |
Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. |
Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. |
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка. |
Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. |
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. |
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. |