+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для родителей "Развивающие речевые игры дома

Автор: Роголева Елена Геннадьевна

Уважаемые родители! В своем выступлении я расскажу, чем можно занять ребенка дома, по дороге в детский сад, в очереди. Все мы знаем, что больше всего дети любят играть. Современные компьютерные игры не всегда полезны для детей: портят зрение,  чрезмерно втягивают и даже зомбируют детей.

Конечно же, все родители хотят, чтобы игры не только развлекали, но и развивали ребенка. Но, как обычно на это нет времени. То ужин приготовить, то в магазин сходить… Используйте это время для общения с ребенком. Сейчас я расскажу, в какие речевые игры можно очень просто поиграть как на кухне, так и по дороге в магазин. Кстати, это полезно не только детям, но и нам, взрослым!

Любую игру можно начинать с таких слов:

- А давай с тобой поиграем! В слова!

 

1.   Предложить родителям поиграть в игру «Придумай слова на звук …К…. М…»

(Конфета, картина, кошка, карусель, кукла, кнопка….

Мыло, мама, молоко, машина, море, магазин….)

Вот вы и повторили звук и букву. Развиваете кругозор, если придумываете более сложные слова и тут же просите ребенка объяснить его значение: монитор, марсианин, мужество, маскарад  

 

2.   Игра «Отгадай слово» (на кухне)

Оглядевшись вокруг, можно быстро придумать и загадать ребенку загадку о каком-либо предмете.

У этого слова 4 ножки, сиденье, спинка… (стул).

Круглое, сладкое, сочное, красное… (яблоко)

Большая, железная, с крышкой…. (кастрюля)

Железная, длинная, с ручкой, для супа… (ложка)

Мягкая, вкусная, из теста… (булочка)

У ребенка развивается внимание, логическое мышление. В следующий раз предложите ребенку загадать вам слово.

3.   Игра «Что где лежит?» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

Где лежит хлеб?  …. в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице,

масло – в масленке,

соус - в соуснице

салфетки – в салфетнице

мыло – в мыльнице

 

4.   Игра «Давай посчитаем»

Очень часто дети неправильно согласовывают числительное с существительным. И мы можем слышать один дерево, два груш, пять стулов и т.п. необходимо называть предмет после каждого числительного.

Итак: давайте посчитаем … яблоки. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок … Одна конфета, две конфеты, три конфеты, четыре конфеты, пять конфет.

Усложнение: добавлять к предмету прилагательное. Один высокий дом,… пять многоэтажных домов, …кирпичный дом, … красивый дом.

 

5.   «Кто самый внимательный»

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, и выделяется отличительный признак этого предмета.

Например: «Я увидела горку, она высокая». «А я увидел машину, она большая» и т.д.

Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. «Горка высокая! А еще какая? … Скользкая, снежная, ледяная». Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

 

Не забываем про слова: - А давай с тобой поиграем!

 

6. «Что (или кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым, железным, легким, тяжелым, снежным, холодным, вкусным, кислым, мягким …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лягушка и т.д.

 

7.   Игра «Угощалки»

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. А затем «угощать» друг друга, четко проговаривая: «Я угощаю тебя ананасом», «А я угощаю тебя апельсином» и т.д.

Для усложнения можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

 

По дороге домой не ограничивайтесь вопросом «Что ты сегодня кушал?». Расспросите ребенка, в какую игру играли, с кем сегодня играл, какую книгу читали, что рисовал, лепил, клеил. Ребенку гораздо легче вспомнить и ответить на более конкретный вопрос.

 

Есть игры, которые развивают фантазию детей, их речь, а также мышление.

 

8.   Игра «А что, если…» 

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

 

9.   Игра «Давай помечтаем»

Спросите ребенка, хочет ли он скорее вырасти, почему? Что бы он сделал, если бы … мог летать, … стал бы самым сильным, … мог бы превращаться в кого хочет.

Современные дети прекрасно знают, что такое деньги. Задайте ребенку такой вопрос: Что бы ты сделал, если у тебя было много денег? … Думаю, что первые ответы будут примерно такими: Куплю много конфет, игрушек, мороженого и т.д. Но постепенно подводите к тому, что не обязательно тратить их только на себя. Предложите ребенку немного другое направление трат:

А давай на эти деньги построим в нашем городе Дисней-ленд!...

А может, купим ракету и покатаем твоих друзей вокруг нашей планеты?! …

А может, купим большую машину-пылесос, чтобы в нашем городе было всегда чисто?!...

 

Если мы научим наших детей мечтать, размышлять, заботиться не только о себе, но и о других, тогда и жизнь станет намного лучше!

 

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.